Председательствовавший на заседании вице-премьер Сауат Мынбаев сказал, что в их число вошли, в частности, документы рассматривающие конкурентную политику, таможенно-тарифный режим перемещения товаров по территории стран-участниц, единые принципы взимания налога на добавленную стоимость по стране назначения, а также режим упрощенного перемещения граждан четырех стран через национальные границы.
Были очерчены "конкретные контуры первого этапа формирования ЕЭП по смыслу и по срокам", причем было оговорено, что все первоочередные соглашения должны быть заключены до 1 июля 2005 года. Рабочим группам по разработке проектов первоочередных соглашений дано задание завершить эту работу до конца текущего года, а "практический" переговорный процесс по заключению межгосударственных соглашений по формированию ЕЭП, как ожидается, начнется в следующем.
Всего запланировано разработать 85 проектов правовых документов в 7 сферах экономической деятельности и регулирования. Особое внимание в Минске было уделено проблеме применения принципа взимания косвенных налогов в стране назначения. "Эти вопросы на сегодня сняты между Украиной и Россией и будут дополнительно прорабатываться между Белоруссией, Казахстаном и Россией, но сегодня принято решение об ускорении этой работы, с тем, чтобы выйти на финальное решение в сентябре этого года", - сообщил С. Мынбаев.
В ходе заседания, как обычно, украинская делегация выдвигала свои предложения, которые шли вразрез с интересами остальных сторон. Украинцы снова заявили о своей неготовности рассматривать в качестве первоочередных соглашения о порядке взимания вывозных пошлин в отношении товаров, поставляемых в третьи страны, соглашение об унификации торговых режимов стран - участниц ЕЭП в отношении третьих стран, о проведении единой политики по вопросам эмбарго и применении экспортных, импортных и тарифных квот в торговле с третьими странами.
Украина также не согласилась обсуждать срочные соглашение об общем таможенном тарифе и договор о создании Комиссии с передачей ей части полномочий государств ЕЭП, отмечая, что по-прежнему считает приоритетным формирование зоны свободной торговли без изъятий и ограничений.
Учитывая такую позицию Киева, на заседании вновь стали говорить о необходимости "разноуровневой" и "разноскоростной" интеграции, которая, возможно, должна будет осуществляться в формате "3+1".
Впрочем, объединительный процесс в рамках "четверки" с некоторых пор заметно активизировался, и во многом благодаря инициативам российского руководства. Особенно это проявилось в уходящем месяце, когда Москва продемонстрировала готовность пойти на конкретные экономические уступки.
На недавней встрече Владимира Путина с Леонидом Кучмой в сочинской резиденции российского президента премьерами двух стран были подписаны долгожданные межправительственные соглашения: "О транзите нефти по территории Украины" и "О мерах по обеспечению стратегического сотрудничества в газовой отрасли". А накануне В. Путин подписал законопроект о взимании НДС по стране назначения, одобренный Госдумой 5 августа. Закон о внесении поправок в Налоговый кодекс РФ предусматривает при экспорте и реализации российских нефти и газа на территории стран СНГ налогообложение по нулевой ставке НДС, вместо действующей 18-ти процентной ставки.
Данное решение будет стоить России уже в следующем году около $800 млн., эту сумму так называемых выпадающих доходов придется компенсировать путем повышения тарифов на газ и другие энергоносители для внутренних потребителей. Но, как отметил российский президент, руководство страны идет это "сознательно".
Вполне привлекательны для украинской экономики и достигнутые договоренности по нефтегазовому сотрудничеству. По транзитному соглашению, Украина ежегодно будет пропускать через свою территорию до 85 млн. тонн российской нефти. В документе оговаривается, что "транспортные тарифы на транзит нефти по территории Украины определяются на недискриминационной основе по отношению ко всем пользователям системы трубопроводного транспорта Украины". Право собственности на нефть, транспортируемую трубопроводами, во время транзита сырья по территории Украины, сохраняется за грузоотправителями. Соглашение рассчитано на 15 лет и пролонгируется автоматически на последующие пятилетние периоды, если стороны не заявляют о его приостановлении.
Газовое партнерство предусматривает начало реальной работы международного консорциума по управлению газотранспортной системой Украины созданного год назад. Стороны договорились осуществить строительство трубы "Богородчаны - Ужгород" протяженностью 300 км с целью расширения экспорта российского газа в Европу. "Газпром" гарантирует предоставление дополнительных объемов природного газа для транзита по этому газопроводу в объеме от 5 млрд. кубометров в следующем году до 19 млрд. кубометров в 2010-м сверх объемов, установленных ранее другими межправительственными документами.
Л. Кучма отметил стратегический характер этих договоренностей: "Для украинской стороны есть долгосрочная перспектива, что ее трубопроводные магистрали будут загружены на много-много лет вперед, и нам надо думать только об их развитии…
Появилась магистраль - "Броды - Одесса". Сегодня главное направление - строительство газовой магистрали в Закарпатье, которая позволит дополнительно транспортировать в Европу до 20 млрд. кубометров газа. Это действительно долгосрочная стратегия, долгосрочное сотрудничество, которое позволит уверенно смотреть в завтрашний день и для европейских партнеров - в любую погоду газ будет на территории Европейского союза".
В свою очередь В. Путин назвал заключенные соглашения "крупным шагом на пути формирования Единого экономического пространства" и даже выразил уверенность, что они "позитивно скажутся на развитии всего европейского экономического пространства".
Определенные сдвиги наблюдаются в последнее время и в области российско-белорусского сотрудничества. Как заметил в Минске министр промышленности и энергетики РФ Виктор Христенко: "Белорусско-российские отношения во многих сферах будут являться проверочной площадкой для тех инициатив, которые завтра станут нормой для "четверки"". Примером тому может служить готовящееся к подписанию двустороннее соглашение о взимании НДС во взаимной торговле по принципу страны назначения, параллельно с которым будет принят документ, определяющий "порядок контроля за товарами в отсутствие таможенной границы".
Такое нововведение позволит построить экономические отношения между двумя странами по примеру Евросоюза, где нет таможенных границ, но существуют самостоятельные бюджеты. "Белоруссия и Россия при переходе на взимание НДС по стране назначения создают такой элемент контроля, который для "четверки" будет возможен только в перспективе", - подчеркнул В. Христенко.
На встрече в Сочи в начале недели В. Путин и А. Лукашенко обсудили проблемы интеграции и пришли к выводу, что между двумя странами практически не существует каких-либо серьезных проблем.
По мнению глав государств, сегодня решаются все спорные вопросы в энергетической сфере между поставщиками и покупателями, ведутся переговоры о создании адекватной правовой базы "для работы в 2005 году". Россия с целью компенсации разницы между ценами поставок выделит белорусам на взаимоприемлемых условиях кредит в объеме $150 миллионов и $25 миллионов "на решение проблем долгового характера".
Президенты также подтвердили намерения продолжить затянувшиеся переговоры о создании СП по транспортировке газа через Беларусь на Запад. "Можно добавить еще, - отметил Путин, - что если "Белтрансгаз" и "Газпром" договорятся о создании совместного предприятия и условия удовлетворят и российскую, и белорусскую стороны, то тогда, мы, как и договаривались, перейдем на поставки газа в Беларусь по внутрироссийским ценам".
Власти Белоруссии и Украины, в силу известных политических и экономических причин, этим летом достаточно активно и позитивно реагировали на попытки российского руководства укрепиться в регионе.
Товарооборот между Белоруссией и Россией за семь месяцев текущего года увеличился на 40%, причем белорусы постепенно наращивают экспорт в Россию "сложнотехнической" продукции. А товарооборот между Россией и Украиной за первое полугодие 2004 года составил более $7 млрд., в результате республика вышла на третье место среди главных торговых партнеров РФ после Германии и Белоруссии.
По информации представителей ГВУ, в целом темпы роста товарооборота между государствами-участниками ЕЭП значительно превышают аналогичный показатель в их отношениях с другими странами не только СНГ, но и Европы.
Прошедшие встречи в Минске и Сочи, возможно, должны были подвести определенный промежуточный итог и продемонстрировать наличие каких-то конкретных результатов объединительной деятельности за время, прошедшее с момента проведения прошлогоднего саммита в Ялте, в преддверии сентябрьского саммита в Астане, на котором, как предполагается, будут подписаны некоторые важные документы по формированию пространства.
Казахстанская сторона, выступающая, как известно, за приоритетность создания транспортного и таможенного союзов в рамках ЕЭП, в ожидании переговоров в Астане также не сидит без дела: на днях в Павлодарской области на крупнейшем посту "Щербакты" начался эксперимент по совместному таможенному досмотру грузов, пересекающих российско-казахстанскую границу. Эксперимент проводится в рамках взаимодействия между таможенными органами двух стран, а также "в связи с перспективой создания Единого экономического пространства". Его целью является "упрощение процедуры таможенного оформления на границе и сокращение времени, необходимого на переход таможенной границы". После 6 месяцев экспериментальной работы будет принято решение о внедрении полученных результатов на других участках. Принимая во внимание заинтересованность руководства страны, можно предположить, что последствия опыта будут только положительными.