Слово риэлтор многим нашим гражданам говорит столько же, сколько математическая формула коренным обитателям джунглей. Друзья, это не фамилия и не научный прибор, это - профессия! Для нас, безусловно, новая. В советские времена просто не было необходимости в людях, профессионально занимающихся куплей, продажей, арендой - всевозможных домиков и домищ, великолепных и занюханных магазинов, гостиниц в гиблых районах и офисов в центре - словом, всего, что, условно говоря, стоит на земле. Как только наступила эра большого дележа, то есть - приватизации, появились робкие объявления: "Помогу продать квартиру". Так в стране проклюнулись первые маклеры. Они-то и стали, собственно, "отцами" риэлторского дела. Граждане, совершенно обалдев от небывалого ощущения "мое", жаждали почувствовать себя собственниками - продавать, покупать, сдавать в аренду. Ниша была свободна, и этим немедленно воспользовались предприимчивые ребята. Их заработки покажутся смешными современным "кидалам", но методы, в общем-то, не изменились. Они изрядно подмочили репутацию честных маклеров, действительно желающих заниматься этим делом всерьез.
А дело, кстати, не из легких. Некоторые начинающие одиночки уверены, что достаточно научиться "пудрить мозги" - и миллионные сделки у тебя в кармане. Риэлтор должен знать наши меняющиеся, как весеннее небо, законы, разбираться в закавыках юридических документов, уметь разбираться в людях и разговаривать с ними, забывать о свободном времени, обладать отличной памятью, быстрой реакцией, хорошей спортивной формой и обаятельной внешностью, наконец. Словом, симбиоз журналиста, психолога и ведущего ток-шоу. На Западе тонкостям операций с недвижимостью обучают в университетах маститые профессора. У нас пока - только жизнь. Уже несколько лет успешно действуют специальные курсы риэлторов в Москве. К слову, в российской столице сегодня - более 1000 агентств, работающих по лицензии, около 2000 не лицензированных компаний и неподдающиеся учету число частников-одиночек, пустившихся на свой страх и риск в океан квадратных метров. И количество представителей этих трех разных категорий, по данным Московской Ассоциации риэлторов, растет год от года. В Алматы масштабы и темпы куда скромнее, но появление на горизонте ряда иноземных фирм говорит о перспективах рынка недвижимости.
Компании, которые рискнули начать дело 5-7 лет назад, сегодня - в явном преимуществе. Они благополучно набили себе шишки на всех местах - и несовершенством законодательства, и экономической неразберихой, и непредсказуемостью рынка. Тот, кто выстоял, закалился в боях и приобрел бесценный опыт, создав банк данных, освоив определенное направление, приручив к себе дикий рынок. Надо ли говорить, что имидж кропотливо создается не один год и, пожалуй, как ни в каком другом бизнесе, зависит от "качества" сотрудников. Увы, на сегодняшний день, отмечают специалисты, текучесть кадров велика. В Казахстане профессия риэлтора не внесена в список лицензируемых - то есть каждый желающий может попробовать себя в этом качестве. Но, как известно, хотеть - не значит мочь. По мнению опытных практиков, отсутствие в республике каких-либо ограничений на участие в риэлторском бизнесе привело к тому, что он сегодня переполнен непрофессионалами или просто случайными людьми. Как следствие - грубые нарушения при заключении сделок, скандалы, которые дискредитируют суть риэлторства.
Новоиспеченная ассоциация надеется, что сумеет отстоять права и репутацию солидных компаний. Для этого прежде всего необходимо создать законодательную базу - основу основ деятельности любого вида. Сегодня специалисты в сфере недвижимости могут опираться лишь на устаревающие, на глазах нормативные акты. Процедура оформления операций явно требует упрощения - если государство заинтересовано в том, чтобы недвижимость "двигалась", жила, а не превращалась в долгострой или заброшенные объекты, оно должно пойти навстречу тем, кто это движение реально осуществляет. На взгляд предпринимателей, нелогично и необоснованно увеличена ставка налога на владельцев недвижимого имущества - с 13 до 30 процентов.
Делу нужны профи. Это очень непросто - наладить обучение агентов, отбирая кандидатов через жесткое "сито". Продумать программу обучения в средних и высших заведениях - возможно, не изобретая велосипед, а обратившись к опыту зарубежных коллег. Назрела необходимость в строгом контроле за деятельностью компаний и квалификацией их сотрудников. Кроме того, пора решить проблему "черных" маклеров, вернее, лицензирования их нелегкого труда. Это также требует разработки каких-то критериев отбора: кому разрешать, кому - от ворот поворот. Проблем много, и ассоциация предлагает господам риэлторам решать их сообща. Без конкуренции не обойтись, но она должна быть цивилизованной, чтобы недостойными методами не наносить урона цеху. А уж как нарабатывать собственную репутацию и не разориться при этом - дело каждой отдельно взятой фирмы. Простой совет "работать честно, и тогда люди к вам потянутся" здесь как нельзя более уместен. По мнению участников "круглого стола", сегодня 70-80 процентов капиталистов, вращающихся в бизнесе недвижимости, это так называемый "черный нал". Как известно, было возбуждено и несколько уголовных дел, связанных с незаконной перепродажей квартир. Вряд ли здесь поможет кодекс чести, который предложили создать бизнесмены.
Недвижимость всегда остается надежным капиталом. Конечно, бабулька, замыслившая продать свою избушку, вряд ли обратится в "крутую" компанию. Риэлторские услуги - это большие деньги, солидные клиенты, зарубежные связи. Сегодня рынок недвижимости в стране стихиен и подчинен корыстным интересам конкретных людей. Мало принять соответствующий закон, нужно добиться, чтобы он работал. И тогда прибыль - и прибыль немалая - не пойдет мимо государственного кармана, как это происходит сейчас.