Наши потомки, я уверен, будут стремиться к тому, чтобы испытать эту загадочную силу, рождающую в душе столько эмоций…
Удастся ли это детям будущего? Какие строчки они прочтут, какие картинки увидят в самом начале познания мира и по мере своего развития? Неужели вот такое произведение:
"Пляшет чижик на сучке,
Пляшет песик на крылечке,
Пляшет котик возле печки.
Пляшет мишка неуклюжий,
Лягушата пляшут в луже.
Топ-топ, топотушки,
Пляшут лапки, пляшут ушки.
Пляшут ножки и хвосты,
Чего стоишь?
Пляши и ты!"
Эту книжицу размером с ладонь, в несколько страничек не очень хорошей бумаги, изданную ИД "Проф-пресс" Ростова-на-Дону, я обнаружил в книжном отделе одного из алматинских супермаркетов. Стоила эта крохотулька однако 325 тенге. И это - не самый худший образец изложения и далеко не самая шокирующая цена.
Несколько полок были заставлены книгами для детей разных возрастов - яркими и не очень, оформленных со вкусом и без оного, хрестоматийных авторов и суперсовременных, сказок и (new!) детективов. Но все это изобилие, в общем и целом радующее родительский глаз, подразумевало, во-первых, наличие толстого кошелька, а, во-вторых, было российского производства и российских, естественно, авторов.
В отделе другого гипермаркета мне предложили лишь азбуку с картинками на казахском языке. А где же, спрашивается, хорошие детские книги отечественных писателей и поэтов, изданные в Казахстане?
Что такое - хорошая детская книга? В первую очередь это, безусловно, книга увлекательная, которая нравится детям. Пожалуй, у каждого из нас есть знакомый, обладающий даром повествования, умеющий привлекать к себе детское внимание и создавать особый мир, захватывающий воображение. Бабушка или дедушка, любимый учитель или воспитатель, умеющий рассказывать так, что дети готовы слушать его вечно. Хорошая книга - это, разумеется, занимательный сюжет, включающий в себе и преодоление трудностей, и приключения, и - после стольких волнений! - счастливый финал, вызывающий сладкий вздох облегчения. Хорошая книга - это и герои, которые становятся для детей знакомыми. Зачастую очарование книги заключается и в стиле, в особой мелодии авторской речи, которая сама по себе превращает чтение в огромное удовольствие. Ребенок, которому никогда не доводилось, уютно свернувшись калачиком под теплым одеялом, ждать, затаив дыхание, первой фразы повествования, был лишен одной из самых великих радостей в жизни.
Те истории, которые мы им - плохо ли, хорошо ли - рассказываем, естественно, влияют на детское самосознание. И сюжету мало быть просто захватывающим, хотя и это немаловажно. Иногда взрослые очень поверхностно относятся к книгам для детей: сойдет, мол, пусть не слишком увлекательно, зато поучительно и полезно. Но ведь посредственность и заурядность - вовсе не то, что нам хотелось бы передать детям в наследство. Только блестящий язык, мастерское повествование, мудрая поэтичность достойны звания литературы для детей.
А она создается взрослыми. Если это не устное предание, а печатная продукция, то она редактируется, публикуется и в идеале раскупается. Родители всегда использовали и используют детскую литературу как средство воспитания, как способ привить детям культурные нормы. Выбирая книги для своих детей, взрослые тем самым выбирают для них способ познания и понимания мира. Так какими же качествами должна обладать литература, которую мы предлагаем детям?
- Не открою Америки, если скажу, что лучшая литература для детей - та, которая учит их воображению, творческому мышлению, умению видеть различные пути и возможности, - считает психолог Елена Преведина. - Как известно, человеческое воображение, как и мускулы, можно и нужно развивать. Ребенок, читающий или слушающий историю, воссоздает ее в своем воображении. Более того, не только воссоздает - но и создает, творит свою собственную, уникальную историю. Именно так и должно происходить. Книга - это пространство для развития детской фантазии. Слова автора - это только трамплин, отправная точка, с которой начинается творчество. В сознании ребенка книжные образы оживают по-настоящему. Ребенок по существу - соавтор писателя.
"Я хочу читать своему ребенку про апорт, добрую апашку, горы, баурсаки, урюк и Поющий бархан. Я буду рада если кто-то об этом напишет и, наверное, даже попрошу автограф. Главное, чтобы это случилось раньше, чем мой ребенок сможет сделать это самостоятельно", - написала молодая мама на одном из форумов, где родители делятся мнениями по поводу детской литературы. "Я уже перестала даже просматривать книжки казахстанских издательств. Не пойму, неужели у нас нет талантливых художников и писателей? Хотя, зная, что творится с учебниками нашими, ответа на свой вопрос не нахожу", - пишет другая.
Неужели это так сложно - издать красочную, увлекательную, содержательную детскую книгу? Что же для этого требуется сегодня?
- Для появления такой детской книги нужна целая команда профессионалов, куда входят автор, издательство, иллюстратор и психолог, - говорит PR-менеджер издательства "Дайк-пресс" Салтанат Мурзалинова-Яковлева. - Курирует весь вопрос издательство, поэтому от профессионализма его сотрудников зависит очень многое. Чтобы понимать, что сегодня нужно родителям и детям, необходимо проводить маркетинговые исследования, опросы и находиться в постоянном диалоге с потенциальным читателем. Сегодня рынок детской литературы достаточно насыщен привозным ассортиментом. Поэтому выпускать книги "на ура", надеясь, что читатель все равно купит, нельзя. Так можно подорвать репутацию издательства, ведь родители очень придирчивы в выборе товаров для своих детей. И, купив однажды книгу, которая их не устроит, в будущем они к продукции этого издательства уже не обратятся. Авторы, пишущие для детей, всегда были в дефиците. Писать для ребенка в тысячу раз сложнее, чем для взрослого. Авторы, конечно, есть, но мы постоянно продолжаем поиск новых имен.
Согласно результатам исследования книжного рынка государств бывшего СССР, проведенного журналом "Книжная индустрия" в декабре 2009 года, в Казахстане издается 1,7 книги на человека. В России и Белоруссии этот показатель составляет чуть более четырех книг на человека.
Число издательств в странах СНГ с 1990-го по 2009 гг. выросло во много раз: в Кыргызстане - с 4 до 71, Азербайджане - с 7 до 120, Армении - с 6 до 150, Белоруссии - с 10 до 662, Казахстане - с 7 до 273, Молдавии - с 2 до 297, России - с 175 до 6100, Таджикистане - с 4 до 39, на Украине - с 23 до 1691.
Общий тираж изданных книг за эти годы снизился: в Белоруссии он составил 90,7 процентов от уровня 1990 г., в Азербайджане - 46,7, России - 42,9, на Украине - 32,1, в Армении - 21,2, Кыргызстане - 11,26, Таджикистане - 7,6 процента. Исключение составил лишь Казахстан, где в 2009 году вышло в свет столько же экземпляров книг, как и в 1990-м - 28,7 миллионов. В то же время наши издатели считают, что 10 тысяч - это слишком большой тираж для детской книги неизвестного казахстанского автора, как бы ни был он талантлив.
Получается следующая картина: есть огромный интерес родителей, понимающих уникальное воспитательное и образовательное значение книги.
Вроде бы есть и авторы. Есть издательства, готовые взять расходы по выпуску хорошей детской литературы на себя и даже выплачивать авторам гонорары. А книг казахстанских нет! Те, что изданы тем же "Дайк-пресс" - капля в море.
Может быть, пришла пора государству вмешаться в дело издания книг для наших детей? Ведь далеко не каждая семья может позволить себе покупать привозные российские книги, цена которых начинает "накручиваться" уже в начале пути в Казахстан.
И кто-то же должен отслеживать их качество, дабы не попадали на прилавки чижики, пляшущие на сучке! Издательства, конечно, проводят мониторинги читательского спроса - но каждое по-своему, и нет никакой гарантии, что решение об издании той или иной книги не принимает человек, мягко говоря, не сведущий в специфике детской литературы либо страдающий вкусовщиной.
Очевидно, что в этой крайне тонкой и важной области требуется единая политика и контроль государства над процессом, который сейчас, по сути, является стихийным.