Степной голодомор

СТАНКИ И ТРАКТОРЫ В ОБМЕН НА ЖИЗНЬ

– Прологом к трагедии стала индустриализация, курс на которую в 1924 году объявил Иосиф Сталин, – рассказывает Талас Омарбеков. – Но для этого необходимо было закупать в европейских странах и США станки, тракторы и другую технику. Взамен продавцы потребовали у СССР золото и зерно. Но когда в 1927 году поставки зерна резко снизились, Сталину доложили, что кулаки и земледельцы бойкотируют сдачу хлеба. Тогда в начале 1928 года генсек в секретном правительственном поезде совершает свое знаменитое путешествие из Москвы в Иркутск. На крупных станциях по пути следования – в Омске, Томске, Новосибирске Иркутске – местные власти собирали зажиточных крестьян, и Сталин приказывал им увеличить сдачу зерна. Тех, у кого обнаруживали даже незначительное количество хлеба, по 107-й статье на три года отправляли в тюрьму.

После 1928 года так же действовало и руководство Казахской АССР. Но главной причиной гибели людей здесь послужили не зернозаготовки, а мясопоставки.

Сталин велел прежде всего накормить мясом Ленинград и Москву, потом все крупные города и Красную Армию. Западные регионы Казахстана должны были обеспечить поставки мяса на Северный Кавказ, Южный Казахстан – в хлопководческие центры Узбекистана: Самарканд, Ташкент и Наманган. На севере возникли чрезвычайные организации “Москва-Мясо” и “Ленинград-Мясо”, а потом “Союз-Мясо”. Их начальство подчинялось напрямую Сталину.

И всех жителей республики – и казахов, и людей других национальностей – обязали сдать всю живность, до последнего барана! Работая в архиве, я нашел телеграмму, отправленную в 1933 году руководителем Кустанайской области руководству республики: “…Мы не можем выполнить задачу по мясопоставкам свинины. В области осталась всего одна свинья”.

То, что страшный голод возник именно из-за мясозаготовок, подтверждают архивные данные. Так, в июне 1930 года в Казахстане имелось около 40 миллионов скотопоголовья, а в конце 1933 года – чуть больше 4 миллионов!

Остальные 36 миллионов коров, овец, свиней были вывезены из республики в Москву, Ленинград, другие республики…

КТО БЫЛ НИЧЕМ, ТОТ СТАЛ… НАЧАЛЬНИКОМ

– Считая основной причиной голода кампанию “Малый Октябрь”, объявленную тогдашним руководителем Казахстана Филиппом Исаевичем Голощекиным (Шая Ицкович), исследователи ошибаются, – полагает Талас Омарбеков. – Собственно сама эта кампания состояла из трех кампаний.

С 1925 по 1927 год прошла советизация казахского аула: вместо родоправителей назначили бедняков, часто неграмотных. Они же стали председателями аульных советов, сельских советов и даже руководителями районов.

Параллельно шла кампания по передаче пахотных земель беднякам. Голощекин, не зная специфики Казахстана, прислушивался к советам казахских руководителей – Жандосова и Ходжанова. А те предложили ему уничтожить байство путем передачи земли. Но у казахов не было частной собственности на землю, они пользовались ею на родовой основе! Я думаю, что Жандосов и Ходжанов специально обманули Голощекина, чтобы его признали бездарным руководителем и отозвали обратно. Как только комиссары с землемерами ушли из аула, бедняки вернули землю своим сородичам. Ведь казахская беднота ни земледелием не занималась, ни скота своего у нее не было.

Через год Голощекин обнаружил, что баи по-прежнему гласно или негласно правят своими родами. Тут кое-кто из нашей казахской интеллигенции предложил ему конфисковать у баев скот. Это, мол, уничтожит их как класс. И в августе 1928 года Голощекин в своем письме к Сталину предложил провести в Казахской АССР национализацию скота.

Изучая в Москве сталинский архив, я наткнулся на это послание. Генсек собственноручно зачеркнул слово “национализация” и написал “конфискация”. Но если бы советские руководители ограничились конфискацией скота лишь самых крупных скотоводов, до голода бы дело не дошло.

Уполномоченные отбирали коров и овец не только у баев, но и у середняков и бедняков. На каждой крупной станции устраивались забойные площадки, где скот забивали, разделывали, мясо сразу грузили в вагоны и отправляли в Москву, Ленинград и другие крупные города.

Вскоре начались массовые эпидемии среди животных. В то время ни о каком ветеринарном контроле не было и речи, из-за скученности больные животные начали заражать здоровых бруцеллезом, туберкулезом.

Животных принялись спешно отправлять живьем.

За падеж скота руководитель “Союз-Мясо” Смирнов лично угрожал освободить Голощекина от занимаемой должности и исключить из партии…

КАЖДЫЙ СЧИТАЛ ПО-СВОЕМУ

– Разные исследователи дают разные цифры, но известно, что в 1930 году в Казахской АССР проживало 5 миллионов 800 тысяч казахов, – продолжает Талас Омарбекович. – По мнению казахстанских историков, во время Великого джута погибло от 1 миллиона 700 тысяч до 2 миллионов 200 тысяч казахов. А известные российские ученые – профессора Жеромская и Поляков – изучив Всесоюзную перепись 1937 года, пришли к выводу, что в период 1931 – 1933 гг. население Казахской АССР сократилось на 3 миллиона 379 тысяч человек. Из них около 2 миллионов откочевали в Китай, Узбекистан, Кыргызстан, Поволжье, Алтайский край и Сибирь. Эти исследования опубликованы в 1990 году в московском журнале социологических исследований “Социс”.

В 1997 году в Казахстане была образована сенатская комиссия, в нее вошли 23 депутата, юристы и историки. В их числе был и я. Работая в архиве КНБ РК, мы нашли спецдонесения советских разведчиков с 1931 по 1933 год. Находясь на территории Китая, они каждые 10 суток передавали информацию о том, сколько казахов пересекло китайскую границу.

По моим подсчетам, с 1931 по 1933 год в Китай ушли около 100 тысяч человек, по данным КНБ – около 70 тысяч, эти цифры совпадают с данными китайского правительства.

ЗА ПРАВДУ РАССТРЕЛИВАЛИ

В московском архиве я нашел письмо-справку на имя первого руководителя республики – ответственного секретаря Казкрайкома ВКП(б) Левона Мирзояна. В своем послании начальник Казнархозучета (аналог нынешнего управления статистики) Мухтар Саматов сообщает, что население Казахстана уменьшилось всего… на 971 тысячу человек. Как оказалось, советские руководители намеренно занижали потери населения от голода. Фактически же количество погибших и откочевавших казахов с 1931 по 1933 год составляет более 3 миллионов!

Но в СССР как раз готовилась очередная перепись, в ходе которой правда неизбежно выплыла бы наружу. А Сталин хотел продемонстрировать Западу мощный демографический взрыв и тем самым доказать преимущество социализма перед капитализмом.

Но письмо не смогло уберечь от гнева вождя ни его автора, ни адресата.

По окончании переписи 1937 года Сталин вместо прироста населения обнаружил его убыль. Выразив возмущение и недоверие итогом работы переписчиков, Сталин приказал засекретить данные переписи, а всех, кто принимал в ней участие, объявить врагами народа. В числе первых был казнен Мухтар Саматов и его непосредственный начальник, руководитель Всесоюзного нархозучета Караваль. Кроме того, в Казахстане были расстреляны все без исключения областные и районные руководители нархозучета – якобы они намеренно уменьшали количество населения и тем самым сыграли на руку врагам СССР.

Через два года, в 1939 году, Сталин вновь провел Всесоюзную перепись населения, но теперь, помня о судьбе предшественников, сотрудники нархозучета намеренно завысили число граждан.

Было ли в планах “вождя народов” уничтожить казахское население?

Профессор Омарбеков считает, что геноцида не было:

– Жертвой этого ошибочного мнения стали многие наши историки, исследователи, журналисты и писатели, – говорит Талас Омарбекович. – По крайней мере, ни одного подобного документа за подписью Сталина я в архивах не нашел. Причины голода – в ошибочных реформах руководства страны и республики. Филипп Голощекин по профессии был зубным техником с четырьмя классами образования, да к тому же не знал особенностей уклада жизни казахов.

Ну как он мог предвидеть последствия своей кампанейщины?

ГЕНОЦИД БЫЛ! КЛАССОВЫЙ

Так считает автор книги, главный редактор журнала “Простор” Валерий Михайлов. В Казахстане в издательстве “Мектеп” недавно вышло четвертое издание его книги “ Великий джут”.

– Слово “геноцид” буквально значит “уничтожение рода, племени”. Однако словари толкуют это понятие узко: истребление отдельных групп населения по расовым, национальным или религиозным признакам. А как же страшный опыт ХХ века, когда большевики вырезали целые классы и сословия? Разве это не было истреблением рода, племени?

То, что геноцид в Казахстане был, – это бесспорно. Но не этнический, а классовый, сословный. Это был результат насильственной сплошной коллективизации, которую Сталин по значению приравнял к Октябрьской революции. Коллективизация обернулась массовым голодом. Погибли лучшие труженики села, хлеборобы и скотоводы. В России пострадали жители Поволжья, Северного Кавказа, южных регионов страны – все зерносеющие районы, которые жили лучше других. То же самое произошло в Украине.

Эта политика совершалась на селе, в ауле руками тех, кто сам работать не любил и не умел – руками активистов. В Казахстане их называли бельсенді.

Спрашивается, почему большевики были так беспощадны к недавнему союзнику “самого передового класса” – крестьянству? Согласно коммунистической доктрине Маркса и Энгельса, а также их учеников-практиков Ленина и Сталина, любой частный собственник – это враг советской власти. Но если с крупными собственниками все понятно, то мелкого собственника разглядеть труднее, и чем мельче собственник, тем его труднее “выкорчевать”.

Крупных землевладельцев перебили сразу после Октября, а вот с середняками да заодно и многими бедняками, назвав их эксплуататорами, кулаками, баями и врагами народа, расправились, когда власть окрепла, – в 1929–1933 годах.

Голодные бунты жестоко подавлялись, людей расстреливали, объявив их бандитами. Об этом можно узнать даже из докладов Голощекина, опубликованных в газете “Советская степь” (предшественница нынешней “Казахстанской правды”).

Казахи оказались беззащитны перед методами властей. Отбери скот в степи – и человеку больше нечем прокормиться.

Фото предоставлены Валерием Михайловым

Олег ГУБАЙДУЛИН