В избе на окраине того села жила большая русская семья: крестьянин Василий Пестунов с женой и дочерью, а также его женатый сын, у которого также были дети. Необычный случай, связанный с внучкой Василия, нашел и рассказал Аян Аден.
Анисии в 1848 было 4 года, у нее были темно-русые волосы, черные глаза и брови, а также несколько приметных шрамов. Один остался на щеке, когда брат ткнул в девочку горящей лучиной, другой появился на шее после нарыва, третий был следом от ожога - мать девочки случайно облила ее горячей водой из-под пельменей.
И в один летний день маленькая Анисия решила нарвать цветов, днем вышла из дома "в кусты" и больше никогда не вернулась. Семья подняла тревогу в тот же день, сообщила местному старосте, тот собрал, как теперь говорится, волонтеров из числа местных жителей. Поиски велись несколько дней, но девочку так и не нашли.
Вину за ее исчезновение молва в итоге возложила на киргизов - так тогда называли казахов, которые приехали из-за Иртыша на заработки. Но доказательств этой теории никаких не было, так что со временем история забылась, а семья Пестуновых смирилась с потерей и продолжила жить дальше, понемногу разъехавшись.
Через 19 лет несколько казахских семей снова в поисках сезонной работы прибыли к русскому поселению. Местом действия второго акта истории стала деревня Малая Убинка Крутоберезовской волости.Ничего особенного, это случалось каждый год, поэтому поначалу никакого внимания не привлекло. Пока местные девушки не пошли на пастбище проверить своих овец и из любопытства не подошли к юртам. У одной из них крестьянки заметили казашку, очень похожую на русскую, и начали расспрашивать ее.
Потом они пришли домой и начали рассказывать, что встретили казашку, которая говорит, что она русская по имени Анисия, а ее родителей звали Иван и Авдотья, и ее увезли из дома, когда она была совсем маленькой. Иван и Авдотья Пестуновы были родителями Анисии.
По иронии судьбы, одна из любопытных девушек оказалась племянницей Ивана. Ее мать, услышав рассказ дочери, немедленно побежала к другой сестре, которая также жила в этой деревне, а потом женщины вместе отправились к казахам, чтобы проверить, правду ли им сказали.
В результате они признали ее за свою попавшую родственницу, сообщили старосте и вызвали из другого села родителей Анисии. Те, приехав, подтвердили, что это их дочь, лицо ее совсем не изменилось, а все детские шрамы остались на месте.
Таким образом 19-летняя Тайжан, в девичестве Бекмурзина, законная жена казаха Буронаймановской волости Семипалатинской области Аизбая Дюсенева, оказалась в центре масштабного скандала.
Местные власти дали делу ход, арестовали Аизбая, а Тайжан поселили у Ивана Пестунова на время разбирательств, в которых приняло участие множество человек.
С одной стороны, родственники Анисии и их знакомые, которые жили в том же селе, когда пропала девочка, дружно говорили, что это она.
"В прошлый понедельник нам было дано знать, что в д. Малой Убинке киргизскую женщину признали за нашу дочь, почему мы поехали в д. Малую Убинку и, взглянув на показанную нам киргизку, узнали, что она наша дочь, потому что черты лица ее нисколько не изменились. И мы объявили старосте Зуеву, какие приметы были у нее в детстве. И, так как по освидетельствовании через женщин у нее оказались те самые приметы, какие мы выше сего показали, то сельский староста и отдал нам дочь нашу, которая с тех пор и находится при нас. Но на все наши ласки и угождения она ничего не говорит и до сих пор не произнесла ни одного русского слова, хотя заметно, что она знает русский язык и что только притворяется незнающей", - заявили Иван и Авдотья.
С другой стороны, мать Тайжан (ее отец на тот момент уже умер) утверждала, что это ее родная дочь, ни у кого не похищенная, к тому же она с мужем никогда не была за Иртышом. Маржан Бекмурзиной даже пришлось предоставить официальные документы от старшин и биев, а также окружного султана о том, что Тайжан, действительно, казашка. Но суд прислушался к ее аргументам только после того, как женщина подала прошение военному генерал-губернатору Семипалатинской области.