Степное море

Но загадка и то, почему местные власти не используют огромный потенциал этого уникального места.

По одной из версий Шалкар является остатком древнего Хвалынского моря, волны которого шумели здесь 12–13 тысяч лет назад. Ученые полагают, что в доисторические времена вся теперешняя степь была дном этого моря.

Первые упоминания о Шалкаре можно найти в трудах арабского ученого Ахмада ибн­Фадлана, который путешествовал в этих краях в 921–922 годах. В его записях даны описания озера и рек, впадающих в него.

Говорят, даже Темир­завоеватель, побывав здесь со своим войском, назвал озеро Шалкар сердцем степей, а ручьи и речки, впадающие в него и берущие начало, кровеносными сосудами.

Первое серьезное изучение края было предпринято в середине XIX века во время зоогеографических экспедиций Российской академии наук под руководством естествоиспытателя, члена Петербургской академии наук П. С. Палласа. Кроме подробной характеристики озера как природного объекта Паллас дал описание рыболовства, его организации и регулирования. А в 1852 году сюда была организована специальная экспедиция Российского географического общества по изучению ихтиофауны.

А какая здесь рыба!

Шалкар является крупнейшим озером Западно-­Казахстанской области.

Флора и фауна тут уникальны. Здесь водятся более 100 разновидностей рыб, озеро является излюбленным местом обитания белых лебедей, гусей и уток. На протяжении почти 30 лет каждый год сюда на отдых приезжал известный русский писатель, автор “Поднятой целины” Михаил Шолохов. Кстати, многие главы этого романа были написаны в шалаше на берегу Шалкара – между охотой и ловлей рыбы. “Челкарские судаки и сазаны вкуснее, чем их собратья, водящиеся в Урале, и мне челкарская рыба нравится больше, чем донская”, – писал Шолохов.

Озеро окаймляют горы Сантас и Сасай, которые образовались в результате тектонического разлома в древние времена. Вокруг Шалкара имеются залежи соли с высоким содержанием калия и бора, используемого для бороводородного топлива воздушно­реактивных двигателей.

Два года назад постановлением правительства озеро Шалкар, горы Сантас и Сасай были отнесены к особо охраняемым природным территориям и внесены в перечень уникальных водных, геологических, геоморфологических объектов, представляющих особую экологическую, научную, историко­культурную, рекреационную ценность.

На развлечения денег нет

Но Шалкар – это еще восемь километров песчаного пляжа и соленая морская вода, излечивающая от многих болезней. Сезон отдыха здесь длится всего полтора­два месяца, и за это время здесь успевают отдохнуть до 60 тысяч человек не только из Западно­Казахстанской области, но и из ближнего зарубежья – люди едут семьями из Москвы, Саратова, Самары, Башкирии, Татарстана. Россияне удивляются: почему западноказахстанцы не могут в полной мере извлечь выгоду от этой жемчужины? Несмотря на то что озеро как магнит тянет всех, кто хоть однажды побывал здесь, на берегу нет ни одного стационарного дома отдыха.

Впрочем, попытка привнести сюда цивилизацию была. В 2002 году создали госпредприятие “Шалкар табигаты” специально для организации отдыха на побережье. Тогда же был разработан генеральный план благоустройства прибрежной зоны, который предполагал строительство коттеджей, профилактория, спортплощадки, торгового центра, аквапарка и даже вертолетной площадки. Всех бизнесменов обязали в добровольно­принудительном порядке построить за собственные средства как минимум по одному домику для отдыха своих же работников. Бизнесмены послушно поехали на побережье, зарезервировали себе места, вбили колышки. Но тут в области сменился аким, и на этом благие начинания закончились.

Нынче отдыхающие вынуждены довольствоваться юртами, установленными предприимчивыми дельцами. Но и построить что­нибудь более фундаментальное, чем юрта, уже нельзя – постановлением акимата объявлен мораторий на выделение земли на берегу озера в аренду под строительство. Правда, специально для местных бизнесменов четыре года назад создан еще один документ, разрешающий строительство на расстоянии не менее 500 метров от берега.

– Это связано с тем, что эстетическое состояние объектов, которые здесь строятся, оставляет желать лучшего. Люди строят времянки из камыша, но это же не строительство! – поясняет директор ГКХП “Шалкар табигаты” Багдат Хайруллин. – Но, с другой стороны, кто захочет сидеть в домике за полкилометра от воды?

Правда, недавно на берегу озера атырауские бизнесмены начали строить 12 деревянных коттеджей для отдыхающих. Событие областными властями было преподнесено с помпой – дескать, на Шалкаре будут созданы такие же условия для отдыха, как на Иссык­Куле, с соответствующим сервисом.

Почему не доверили строительство местным? Официально свои действия власти объясняют передачей ГКХП “Шалкар табигаты” из областной собственности в республиканскую социально­предпринимательскую корпорацию “Батыс” – вроде бы для скорейшего привлечения инвестиций.

По словам Хайруллина, на Шалкаре можно было бы организовать даже круглогодичный отдых – с лыжной базой, подледной рыбалкой и открытым катком, куда с удовольствием приезжали бы уральцы. Но “Шалкар табигаты” за все время своего существования ни разу не получало финансирования – нет в бюджете средств на развлечения!

До сих пор нет даже дороги до озера. В прошлом году из бюджета были выделены средства на ремонт дороги Анкаты – Сарыомир, которая проходит через Шалкар. Но подрядчики отремонтировали ровно 900 метров из 25 километров и на этом свернули свою деятельность. “Убитая”, с выбоинами и кочками дорога как­то не настраивает на отдых. Да и владельцы автобусов категорически отказываются туда ехать из­за бездорожья.

Дикие, дикие пляжи

Восемь километров шалкарского пляжа представляют собой жалкое зрелище. Совершенно дикий пляж на всем протяжении – и тысячи отдыхающих, пытающихся приспособиться к этим условиям. Кто палатку везет с собой, кто под открытым небом лежит, а кто соглашается на сомнительный комфорт в юрте за 10 тысяч тенге в сутки.

Сами уральцы приезжают сюда в основном на выходные. И полагают, что озеро – настоящий музей природы, ландшафтный феномен с удивительной живописной природой – стоит того, чтобы потерпеть неудобства. Да и выбора места отдыха в области особого нет.

Гульмира КЕНЖЕГАЛИЕВА, Уральск