Идея программы – ввести в оборот пастбищные земли, заброшенные в последние годы. То есть возродить традиционное отгонное животноводство, чтобы стада и отары кочевали по пастбищам, кормясь дешевым подножным кормом.
По официальным данным, в Казахстане 181 миллион гектаров пастбищ. Но используются сегодня только земли вокруг сел, куда домашняя скотина может дойти за день. В результате эти пастбища истощаются, кормов не хватает.
По состоянию на 1 февраля 2013 года в казахстанских селах содержится 5,7 миллиона голов крупного рогатого скота, 17,6 миллиона голов овец, полтора миллиона лошадей. Эта цифра постоянно снижается, несмотря на все усилия государства по увеличению поголовья скота. Одна из причин – мелкотоварность животноводства: каждые четыре коровы из пяти содержатся в личном подсобном хозяйстве. Такая скотина обычно беспородна, дает мало молока, в общем, никак не может стать основной для развития товарного животноводства.
Эксперты Минсельхоза посчитали, что если до 2020 года ввести в оборот еще 8 миллионов гектаров пастбищ, то поголовье животных можно легко увеличить на 1,2 миллиона голов. В том числе на 360 тысяч голов крупного рогатого скота, 3 миллиона 600 тысяч коз и овец, 120 тысяч лошадей. Но для этого надо обеспечить эти земли водой.
Колодцы предлагается вырыть самим фермерами и владельцам земель. Однако до 80 процентов их затрат как на рытье колодцев, так и на строительство других сооружений – загонов, ветряных или солнечных установок, поилок – будет возмещено Минсельхозом по отраслевой программе “Агробизнес-2020” через такой новый механизм, как инвестиционное субсидирование.
– До конца этого года мы должны провести ревизию пастбищных земель, чтобы определить, где возможно возобновление отгонного животноводства. И понять состояние тех гидросооружений, которые построены, но заброшены. Может быть, достаточно провести ремонт или обновить оборудование, – рассказал “Каравану” директор департамента животноводства МСХ РК Канат ИДРИСОВ.
Также до конца года должны быть расписаны правила получения инвестиционного субсидирования. Предполагается, что такую помощь смогут получить только организованные предприятия – фермерские хозяйства, товарищества или товарные фермы.
– Наконец Министерство сельского хозяйства прислушалось к нашему мнению и приняло программу развития отгонного животноводства, – поделился своим мнением с “Караваном” вице-президент Союза фермеров Казахстана Акжол АБДУКАЛИМОВ. – Однако у этой программы много слабых мест.
Прежде всего, не проработан вопрос сохранности объектов водопоя. Отгонные пастбища будут использоваться только в летний период. И там должна быть создана инфраструктура: облегченного типа изгороди, жилища для отгонщиков и сами источники воды. Эти объекты могут быть обеспечены источниками энергии: ветряными электроустановками или другими источниками энергии.
– По моему опыту, стада перекочевывают 2–3 раза за лето. Жайляу могут находиться в 100–200 км от ближайшего села. Получается, большую часть времени они будут бесхозными. Кто будет охранять такой отдаленный объект, пока он не используется?
Другая проблема в том, что в Казахстане большое количество пастбищ передано в аренду на 49 лет. Владельцы пастбищ, через которые пойдут стада, естественно, будут против, чтобы через их земли гнали животных. Поэтому встает вопрос об организации скотопрогонных путей.
На всем пути гона должны быть источники воды. Многие водоемы у нас тоже находятся в частной собственности – захочет ли хозяин дать скотине напиться? Эта проблема носит системный характер.
– Во время подготовки программы Минсельхоз использовал опыт Киргизии, где с помощью ПРООН тоже была проведена реформа животноводства, – считает эксперт. – Но там эту проблему решили просто. Все пастбища государство изъяло из аренды и передало в управление пастбищным комитетам. Им также даны права по регулированию движения скота от одного участка к другому. Но такой подход – это уже обоснование земельной реформы.
За основу программы были взяты итоги двух проектов по борьбе с опустыниванием земель, которые проводили эксперты Глобального экологического фонда и Программы развития ООН в двух регионах Казахстана: в Шетском районе Карагандинской области, в Жамбылской области и прилегающем к ней Жамбылском районе Алматинской области.
Проект в Шетском районе был начат в 2004 году на территории 11 сельских округов. Это был, по сути, эксперимент по обратному переходу от производства зерновых культур к традиционной для местных условий системе пастбищного животноводства.
За 8 лет на проектной территории было восстановлено более 100 тысяч гектаров деградированных пастбищ. Они были засеяны кормовыми травами, что позволило не только пасти животных летом, но и заготавливать корма на зиму. За счет этого поголовье скота выросло в 4 раза.