Продовольственный кризис на планете – это не только рост цен, нехватка продуктов. Это еще и возможность странам с большим аграрным потенциалом неплохо заработать. И ведь у Казахстана есть такой потенциал!
Если заглянуть в официальную статистику, то вера в наше сытое светлое будущее укрепляется с каждой радужной строчкой.
Но что реально стоит за этими цифрами?
Вот, например, вопрос: сколько у нас в стране сельхозтоваропроизводителей? Согласно официальным данным, в стране насчитывается 193 тысячи 435 крестьянских хозяйств, 7441 сельскохозяйственное предприятие. Однако реально работают и производят продукцию, по мнению экспертов, меньше трети из них.
– В статистику попадают все, кто получил землю под ведение крестьянского хозяйства, – говорит Канай ЖУНУСОВ, экономист, член Центрального совета союза фермеров Казахстана. – Дальнейшая судьба этой земли никого не интересует. Используется ли она по назначению? По нашим приблизительным подсчетам, из 193 тысяч зарегистрированных хозяйств работают немногим более 20 тысяч.
Немало участков предприимчивые граждане купили чисто для перепродажи – газеты пестрят такими объявлениями. Так, например, уже больше года продается огромный участок около Алматы – почти четыре с половиной тысячи гектаров, с трубопроводом, электроэнергией, постройками. Хозяин сопроводил объявление письмом, где расписал все перспективы, указав рынок сбыта – “два миллиона платежеспособного населения города Алматы и Алматинской области…”. Но даже эти перспективы не прельщают покупателей.
– Люди получили в свое время паи, участки земель, но заниматься сельским хозяйством не стремятся – хлопотно, невыгодно, – рассказывает Канай Жунусов. – Объединяться в кооперативы тоже не спешат. Вот и получается, что сельское хозяйство процветает только в статистических отчетах.
Неужели обеспечивать народ едой совсем невыгодно? Вместе с нашим экспертом Канаем Жунусовым пытаемся подсчитать прибыль от фермерства.
По его словам, с 10 гектаров земли без полива можно собрать 10 тонн зерна. Умножаем на цену этого года – 180 долларов за тонну – и получаем… 1800 долларов. Будет ли человек за эти деньги пахать весну, лето, осень? А ведь из этой цифры еще нужно вычесть затраты – 800 долларов. И что остается?
– Сами видите: не имеет смысла вообще сеять, легче бросить участок, сесть на старую “Ауди” и таксовать между городом и своим селом, – говорит Канай Жунусов.
Сколько участков простаивает, никто, похоже, не подсчитывал. И это несмотря на то, что в законе есть статья, которая предусматривает изъятие земель, которые используются не по назначению! В результате земля в стране вроде есть, а на столе – “заморские” продукты.
От таких подсчетов явственно замаячил призрак голода… Но эксперты оптимистично уверяют: перспективы есть!
На чем основан такой оптимизм?
Обращаемся опять к официальным цифрам. Судя по ним, валовая продукция сельского хозяйства вроде бы растет, но… в денежном выражении. То есть растут цены – растут показатели. А если посмотреть объемы производимой продукции в тоннах и килограммах, то по сравнению с прошлыми годами идет ощутимое снижение. При этом население растет, едоков становится с каждым годом больше!
В расчетах оптимистов звучало, например, предложение отправлять мясо в Россию, делая ставку на баранину. В 2010 году у нас насчитывалось 17,8 миллиона голов овец и коз (для сравнения: в 1990 году – 35,7 миллиона голов). То есть на каждого казахстанца, грубо говоря, приходится по одной овечке с хвостиком…
Может быть, прибыль нам принесет сахарная свекла? В советские времена ее выращивали по миллиону тонн в год! А вот в 2010 году – всего 152 тысячи тонн…
– Год на год не приходится, – поясняет Канай Жунусов. – В 2003 году собрали 424 тысячи тонн, а сейчас очень маленький урожай. Здесь играет большую роль невидимая рука рынка. Мало свеклы – цены растут, много – падают, спроса нет. Работать в таком “неустойчивом” режиме фермерам сложно и невыгодно. Чтобы развивать это направление, нужна поддержка государства, некая “подушка безопасности”, но ее нет…
В общем, пока все ставки – на зерно. На начало этого года всего в наличии по стране 9,4 миллиона тонн зерна, из них вычитаем 2,8 миллиона тонн, которые необходимы для внутреннего потребления, и остается 6 миллионов тонн, которые могут уйти на экспорт. Но наши фермеры вздыхают: мало зерна – плохо, много – тоже плохо. Продать его не так-то просто…
– Субсидии есть от государства, но это просто баловство. 300 тенге за 1 гектар зерновых – это меньше двух процентов от моих расходов, – рассказывает фермер из Алматинской области Жанибек ДЮСЕБАЕВ. – Чтобы получить эти деньги, надо столько побегать, что легче махнуть рукой. И вроде бы с высоких трибун говорят, что поддерживают сельское хозяйство, а я, простой фермер, этого не ощущаю. Вот техника у меня, ей уже 20 лет. Надо менять. Есть схемы лизинга, но для обычных фермеров они недоступны – нужно 30 процентов стоимости сразу внести, у нас их просто нет. Если бы взнос делали после первого урожая, то это бы действительно помогло обычным крестьянам, но для этого необходимы поправки в закон… В прошлом году несколько моих знакомых махнули на все рукой – и уехали в город…
“Перспективы”, “потенциал” – любимые слова чиновников. Но, чтобы действительно в грядущем продовольственном мировом кризисе, который, по прогнозам специалистов, достигнет апогея в 2020 году, не остаться голодными и суметь накормить кого-то еще, нужно принять целый ряд мер. Государственных.
А для начала хотя бы увидеть реальную картину: сколько у нас на самом деле работает фермеров, насколько выгодно им работать и что же нужно, наконец, предпринять, чтобы хотя бы еда на столах казахстанцев была отечественного производства?
По данным статистики, доля импорта по растительному маслу составила в 2010 году 44 процента, колбасы – 38 процентов, сыров – 52 процента, сахара – 24 процента, соков – 33 процента, консервов плодоовощных – 85 процентов.
Впрочем, любой из нас лучше всякой статистики знает, сколько на нашем столе отечественных продуктов, а сколько привозных. Фрукты-овощи, молоко – от соседей и даже мясо “ненашенское”…