Старое кладбище, расстрельный ров и ангельское пение

На окраине старого кладбища вблизи силикатного завода есть странное место. Кусок земли площадью тридцать на сорок метров поразительно пуст. Закрытый еще в 1970 году погост густо зарос кустами и деревьями, но только на этом участке ничего не растет.

Старожилы говорят, что  здесь находится братская могила, куда энкавэдэшники скидывали тела своих жертв. В 1930-е годы это кладбище находилось за городской чертой. Утверждается, что расстрелы проводились прямо здесь, у специально вырытого рва.

– О том, что на этом кладбище есть такое захоронение, я слышал давно, – рассказывает краевед Борис СВЕТАШЕВ. – Об этом мне говорили  родители. А однажды услышал историю, как свидетелем казни стала одна из горожанок: ей передали, что в одну из ночей на кладбище будет расстрелян ее муж. Женщина спряталась в кустах и видела, как привезли несколько человек, раздели догола. Стиснув зубы, она наблюдала, как гибнут люди, в том числе и ее супруг.

Говорят, сюда привозили и убитых,  скидывали их тела в яму, присыпая слоем земли. Со временем многослойная насыпь просела, образовав впадину с ровными краями. Несмотря на то что на кладбище было не найти свободного места и могилы располагались  впритык, никто не хотел хоронить близких на  пугающем месте расстрелов.

– Одного моего деда расстреляли в 1937 году в Кемерово, второго – здесь, в Семипалатинске, – говорит Борис Светашев. – В память обо всех погибших в те годы вместе с краеведом Валерием КОЛБИНЫМ мы установили здесь поклонный крест.

А вскоре после установки креста начались необъяснимые события. Дело в том, что неподалеку от расстрельного рва находятся могилы монахинь бывшего Святоключенского монастыря. У этой женской обители тоже трагическая история. В 1921 году монастырь был закрыт, кто-то из монахинь попал под молот репрессий, остальных объединили в сельскохозяйственную артель, а затем и вовсе разогнали. Некоторые из тех монахинь похоронены на этом же кладбище. Покоится здесь и прах инокини Февроньи, о святости и духовной силе которой до сих пор ходят легенды.

– Вскоре после установки поклонного креста к могиле инокини пришли две прихожанки, которые даже не подозревали о том, что поблизости находится братская могила, – отметил Борис Светашев. – Позже они рассказали священникам в церкви, что внезапно услышали ангельское пение. Пойдя на звук, женщины вышли к захоронению. Удивляет, что они услышали это вдвоем. Не могут же ошибиться два человека одновременно.

Насколько это объективно – сказать трудно. Зато наверняка можно утверждать, что судьба расставила все по своим местам. Точнее, по одному и тому же месту: старое кладбище стало последним пристанищем не только для жертв. Здесь захоронено множество тех, кто служил в ГПУ и НКВД – карательных органах тех лет. В отличие от безымянных погибших их имена – на могильных табличках. Только вряд ли они хотели себе такой посмертной славы.

Семей