Старикам тут не место

Любая спортивная карьера рано или поздно заканчивается. Набегался, напрыгался, наплавался, накидался (в смысле – набросался)… Спортсмен чувствует, когда ему нужно поставить точку. Кто-то оттягивает этот момент, желая в конце успеть вставить восклицательный знак. У кого-то в самый последний момент упавшая с пера чернильная капля заляпает весь чистовик безобразной кляксой. Но самый неприятный момент, когда точку ставят за тебя.

“Я сам был игроком и помню, как трудно было смириться с тем, что пора заканчивать карьеру. К этому решению нужно подходить взвешенно и не упустить подходящий момент. Я считаю, что он наступил, с учетом возраста”… Так главный тренер “Тобола” Омари Тетрадзе объяснил решение отправить на пенсию капитана команды Нурбола Жумаскалиева. Тому 35 лет, и, конечно, десять лет назад он играл на порядок сильнее, чем сейчас. Но и в этом возрасте Жумаскалиев не был в команде балластом, тянущим “Тобол” на дно. Может, стоит поискать причину в других комнатах-кабинетах?

Нынешний “Тобол”, который вот уже шесть лет ниже седьмого места не опускается, но и выше шестого не поднимается, напоминает мне один клуб советской поры. Был такой коллектив – “Шинник” из Ярославля. Эта команда дольше двух десятилетий играла в первой лиге – в высшую не стремилась, но и во вторую не вылетала. Причину раскрыл один бывший футболист. “В первой лиге мы имеем за сезон по 15–20 побед, а в высшей будет в лучшем случае 5–7. А каждая победа – это хорошие премиальные. Вот и подумай, нужна ли “Шиннику” высшая лига?” Все оказалось до меркантильности просто. А в казахстанской премьер-лиге с ее двухступенчатым форматом играть во второй шестерке легче, чем в первой.

Жумаскалиев, отдавший Костанаю 16 лет, заслуживает как минимум прощального матча. К примеру, сборная звезд “Тобола” против сборной друзей Нурбола. С одной стороны Максим Низовцев, Улугбек Бакаев, Станимир Димитров, Руслан Балтиев. С другой – Самат Смаков, Андрей Карпович, Давид Лория, Дмитрий Бяков. Кто будет против такого матча?

В XIX веке в США случилась гражданская война, оставшаяся в истории как война Севера и Юга. В нашем футболе сегодня воюют те же регионы. В ближайшие дни должен решиться вопрос с форматом премьер-лиги на сезон-2017. О том, что число команд увеличится с 12 до 14, в кулуарах говорят с уверенностью. Непонятно только, кто получит последний билет: худшая команда премьер-лиги прошлого сезона – южный “Жетысу” или третья команда первой лиги – северный “Кызыл-Жар”? У каждой из сторон – свои козыри и покровители. А я вот не могу навскидку вспомнить, когда при расширении лиги последняя команда сохраняла в ней свое место?

В футбольной “Астане” вдруг закончились деньги. В прошлом сезоне, играя в Лиге чемпионов, она, по разным подсчетам, заработала 17,2 миллиона евро. В этом за Лигу Европы – еще 4,2 миллиона. Но в команде с июля не видят премиальных за победы. А их у клуба – чемпиона и обладателя Кубка – немало. Нет гонораров ни за первое место в чемпионате, ни за победу в Кубке, ни за выход в групповую стадию Лиги Европы. И это не красит не только клуб, но и весь наш футбол.

Но есть те, кто способен украсить отечественный спорт. К примеру, Валентина Сдержикова. Не слышали? Ей 15 лет, и она стала первой в истории наших прыжков на лыжах с трамплина участницей Кубка мира. Сдержикова учится в девятом классе одной из алматинских гимназий. Когда получает плохие отметки, учителя шутят, что она скатывается в учебе так же, как и с трамплина. Скоро у нас пройдет Универсиада. Жаль, что Валя еще не студентка. Но Казахстан в прыжках на лыжах будет кому представить – к играм готовят Даяну Ахметвалиеву. Глядишь, и женская сборная скоро появится.

Алматы