Старая дева – эмблема печали?

И этот аргумент – как кипяток. Старой девой? О, ужас! Скорее, скорее замуж!

Что же это за страшилка такая, во все времена подхлестывающая девушек к тому, что надо, непременно надо, хотя бы разок да сходить под венец? Лицо без признаков косметики, волосенки жиденькие, платье «такиетолькобабушкиносят» … Вся какая-то… серая мышь, одним словом. Без лоска, без шарма. Не то, чтобы душераздирающее зрелище. Скорее – пройдешь и не заметишь. И не вспомнишь никогда, а если и вспомнишь, то с жалостью. Мымра из «Служебного романа». Синий чулок. Не самое привлекательное существо женского рода.

Ну, в общем-то - да. Потому как давно известно: женщина без любви, без внимания мужского – словно тусклая лампочка, она не светится изнутри тем особенным тихим светом, который из любой делает красавицу и на который дополнительные мужчины летят как мотыльки.
Старая дева застряла в этом состоянии и уже не может из него выбраться.

Сегодня выражение «старая дева» слегка попахивает нафталином, ведь в классическом его значении имеется в виду женщина, до зрелых лет живущая в родительском доме на положении девочки.

В наше время для того, чтобы завести собственное «гнездо», согласия родителей в принципе не требуется. Будет ли это официальный муж, бойфренд, подруга, кактусы на подоконнике или компания плюшевых мишек – неважно. Важно, что можно жить своим умом, своим домом, независимо от того, замужем вы или нет.

Однако клеймо, учрежденное ревнителями семейных ценностей, пока что существует и никуда не исчезает. Старыми девами все еще называют тех, кто ни разу не побывал замужем, даже если они в буквальном смысле не девы – то есть имели сексуальный опыт. Многие барышни боятся прослыть таковыми и потому торопятся выскочить замуж - все равно за кого. (А потом можно и развестись быстренько).

Положение женщины в разводе – куда почетнее, по мнению большинства, чем статус засидевшейся в девках.

Старыми девами принято называть и тех, кто коротает свои дни – а вернее, вечера - в одиночестве, не бегая на свидания. «Представляешь, она ни с кем не встречается! Ну, вообще ни с кем!», - закатывает глаза юная соседка. «Наверное, старая дева!», - вторит ей другая. Все, приговор вынесен и обжалованию не подлежит.

Так ли это страшно на самом-то деле? Уверяю вас, далеко не всегда. Есть, к примеру, самодостаточные, энергичные молодые леди, увлеченно занимающиеся своей карьерой. Они когда-нибудь все равно выходят-таки замуж, но, строго говоря, продолжительный период их жизни можно назвать типичной жизнью старой девы. У них просто нет сил и времени на подбор потенциального партнера, они, как школьницы, долго мечтают о «принце на белом коне».

Потом природа берет свое, и они соглашаются на брак, желая завести ребенка и вить гнездо. Выходят далеко не всегда удачно, поскольку представления о «принце» уже сложились, а где ж такого взять-то? Но бывают и вполне гармоничные браки, ибо умная старая дева отлично знает, что она хочет видеть в муже, а не выскакивает сломя голову за полузнакомого человека только потому, что все подружки уже сразили человечество наповал подвенечным платьем и лимузином.

 Как ни странно, в когорте старых дев частенько задерживаются очень домовитые, хозяйственные молодые женщины, которым сам бог, кажется, велел рано создать семью, лелять и холить мужа, воспитывать детей. Их подводит как раз-таки тяга к домашнему очагу – вечеринке с кальянами они предпочитают возню у духовки на кухне и ужин с родителями, экстравагантному коктейльному платью – уютный халатик. Им не хватает решительности, инициативности, чтобы привлечь или удержать мужчину.

Определенная степень застенчивости свойственна любой «порядочной девушке». Но у некоторых она может достигать болезненных форм и развиться в комплекс неполноценности. Повышенная застенчивость плюс мнительность и - как результат - недовольство собственной внешностью, возрастом, окружением.

Они влачат существование под девизом: «Жизнь не удалась, я никогда не выйду замуж. Буду трескать пирожные тоннами назло всему миру. Я никому не нужна, так что и мне никто не нужен». Итог: бесформенное существо с заниженной самооценкой и нулевым тонусом. А изначально могла получиться вполне приличная жена и любовница.

Несчастная первая любовь – о, это всем причинам причина для того, чтобы остаться старой девой! Вдоволь настрадавшись от неразделенного чувства, девушка решает: «Так не достанусь же я никому!». И год за годом ждет: а вдруг любимый с женой разведется. Вдруг они случайно встретятся. Ну и т.д. А он уж и не помнит о ней. Такую историю рассказала мне одна очень грустная дама, которая в семнадцать лет влюбилась страстно и безответно в своего преподавателя. На сверстников с той поры смотреть она не могла, любые знаки внимания и посягательства отвергала решительно. Хотя и была очень симпатичной, постепенно поклонники исчезли сами собой. Ведь, как известно, мужчины за версту чувствуют внутреннюю предрасположенность объекта ухаживания.

Вот, кстати, еще одна разновидность потенциальных старых дев – барышни высокомерные и чересчур требовательные, как говорится, разборчивые невесты.

Вряд ли эти свойства характера могут понравиться мужчинам. Одна моя знакомая – красавица! - никак не могла выбрать жениха, постоянно находя в каждом претенденте на ее сердце какой-нибудь недостаток. То фамилия неблагозвучная, то зарплата маленькая, то нос большой… В конце концов, испугавшись, что застрянет в старых девах, она вышла за пожилого, но крепкого иностранца с красивой фамилией. Он замучал ее ревностью и патологическим скопидомством.
Попутно выяснилось, что на его приличное состояние претендует немалое число бывших жен и детей, с нетерпением ожидающих завещания.

Словом, не стоит видеть в окружающих мужчинах одни лишь недостатки. Если излишняя критичность сочетается еще с определенной холодностью, переходящей во фригидность, то обладательнице такого характера судьба старой девы обеспечена.

То же самое можно сказать про чересчур изысканных для нашего времени девушек. Они не в силах долго терпеть подле себя хама и грубияна. Конечно, если они его неожиданно для самих себя полюбят, то будут пытаться по мере сил «облагородить». Но ведь могут и не полюбить. Кроме того, такие эстетки часто прогоняют равного себе во всем эстета. Причины разрыва обычно чисто бытовые: никто из возвышенных натур не опустится до ведра с мусором, и оно превращается в Монблан проблем. Но главное, что хорошие манеры – это ведь не вещь в себе, а своего рода общественная игра. И игроков должно быть не меньше двух. Играть в одиночку никак не получится, даже если кто-то изображает из себя зрителя.

Есть сдержанные, холодноватые женщины с труднообъяснимой, просто мистической склонностью к позднему замужеству. Они учатся, работают, добиваются успехов, но главное для них – сверхмужчина. Частенько уже в возрасте старой девы они становятся женами немолодых бизнесменов, известных писателей, ученых…И неравный брак в этом случае оказывается вполне счастливым: оба супруга находят друг в друге то, что искали.

Итак: откуда берутся старые девы? Особенности характера, взгляды на жизнь, воспитание, генетическая предрасположенность, неудачный опыт близости?

Да, может «сработать» один из этих факторов или все вместе. Но самое главное – это общество со своим консервативно-негативным отношением к незамужней женщине.

В Европе, к примеру, никто не боится прослыть старой девой. Там это понятие растворилось в прошлом. Девицы, конечно, не хотят остаться без бой-френда, но зарегистрировали они свои отношения с молодыми людьми или нет - никого не касается и не волнует.