История Айгерим
Моя любимая подруга Айгерим с детства мечтала быть мамой пятерых детишек. Поэтому к своим 25 годам она быстренько родила троих. Две крайние беременности разрешились через кесарево сечение, и это подкорректировало ее планы рожать ближайшие 10–15 лет без остановки. Но Айгерим не сдалась. После того как врач сообщил ей, что у нее осталась лишь одна возможность родить малыша через последнее кесарево, она отправилась к врачам-репродуктологам с просьбой сделать ей искусственное оплодотворение и дать возможность родить сразу двойню, а лучше тройню…
На самом деле моя подруга далеко не единственная, кто обращается к докторам с подобной просьбой. Мода на многоплодные беременности прослеживается в нашей стране уже несколько лет. Молодые мамы размышляют нынче практично: лучше зараз, но сразу много.
Но самое интересное, что количество многоплодных беременностей увеличилось не только благодаря достижениям медицины, которые позволяют подсаживать несколько эмбрионов.
Результаты этого отчетливо видны по данным статистики: резкий рост отмечен в Алматы и Астане. Похоже, что сама природа тоже взяла курс на активное тиражирование. Так, в Казахстане наблюдается увеличение количества многоплодия даже без экстракорпорального оплодотворения (ЭКО). Эту статистику подтверждает Южный Казахстан. Чудо природы, которым сложно не восхититься!
Только в одной Южно-Казахстанской области, которая является лидером, в 2016 году родилось 79 195 детей. Среди новорожденных 765 двойняшек, 5 тройняшек. Всего же по стране по данным, которые нам предоставило министерство здравоохранения РК, в 2016 году на свет появилось 3 962 двойняшки и 45 тройняшек!
Природа-мать
Существует огромное количество теорий, почему происходит рост многоплодных беременностей в той или иной популяции. Считается, что наиболее склонна к ним африканская раса. Но и азиаты, к которым относится казахская нация, также склонны к многоплодию, сообщили нам врачи. Психогенетики отмечают, что эта предрасположенность передается по женской линии. А врачи-репродуктологи приоткрыли секрет, что шанс увеличивается у женщин после 35 лет, это связано с изменяющимся гормональным фоном. Возможно, что частично бум многоплодных естественных беременностей в Казахстане можно объяснить и этим. Как забеременеть, посетив психолога
Интересную информацию дали статистики. Начиная с 2000-х годов количество женщин, рискнувших родить детей в возрастной группе от 35 до 39 лет, выросло почти в три раза! Резкий рост наблюдается и у женщин в возрастной группе от 40 до 44 лет. Напомним, что весной этого года медики сообщили об удачной беременности в Казахстане у женщины, которая разменяла шестой десяток…
У психологов своя теория. Так, существует мнение, что природа способна активизировать механизмы воспроизводства через многоплодные беременности, если та или иная популяция немногочисленна. Имеет ли право на существование такая версия, учитывая, что нас всего 6,6 человека на квадратный километр (данные статагентства РК за 2017 год)?
На этот вопрос ответил президент Ассоциации психологов РК Владимир СТЕБЛЯНКО:
– Не стоит исключать и эту версию. У природы много тайн, о которых мы до сих пор не знаем. Сейчас ситуация такова, что у населения меняются ценности, на первый план выходят карьера, деньги, а деторождение уходит из приоритетов. Но у природы есть механизмы, как выправить ситуацию. Есть некие компенсаторные механизмы, которые позволяют выправить нехватку количеством одномоментно рождаемых детей. Версия эта может стать предметом споров, но мы видим, что происходит сегодня в стране. И это заставляет задуматься.
Действительно, многие дамы так увлечены построением карьеры, что вспоминают о рождении детей после 30, а то и к 40, и вдруг… природа мать дарит им сразу тройню в назидание за все упущенные годы.
В общем, как видите, причины, которые могут повлиять на многоплодие, есть. Бессемейных и не рожавших обвинили в подрыве экономики Казахстана
Многоплодие – это патология
Но все-таки, как подчеркивают медики, основным толчком для бума послужил именно не естественный, а искусственный фактор – развитие ЭКО в стране. Мы спросили у доктора медицинских наук, профессора, президента Казахстанской ассоциации репродуктивной медицины Вячеслава ЛОКШИНА, как он относится к идее решить демографические проблемы в стране через многоплодные беременности?
– В целом по миру начиная с 80–90-х годов стало отмечаться увеличение многоплодных беременностей. И основной вклад внесли вспомогательные репродуктивные технологии. Казахстан не стал исключением, мы сегодня это видим, – говорит Вячеслав Локшин. – Первое десятилетие была такая тенденция, что подсаживали женщинам много эмбрионов, – считалось, что чем больше, тем выше вероятность наступления беременности. Получали в результате тройни и более. Но это очень опасно.
Любое многоплодие – это патологическая беременность, она протекает с большим числом осложнений, роды, как правило, заканчиваются кесаревым сечением, есть риск рождения детей с болезнями, ДЦП, повышается риск родовых травм.
Поэтому в большинстве стран стали уже ограничивать число эмбрионов при ЭКО. В Норвегии, Швеции и других северных странах нельзя переносить в матку более одного эмбриона у женщин до 38 лет.
Мы тоже стараемся делать ограничения. Некоторые клиники не подсаживают больше двух эмбрионов, в нашей клинике переносится один эмбрион. Двойню и тройню получить можно, но кто гарантирует, каким будет результат? Австралийцы посчитали, что ведение родов, сами роды при двойне в десять раз дороже, чем для обычной беременности. Вести многоплодную беременность – это огромная ответственность. Когда мы слышим, что где-то родилось четверо или пятеро детей после ЭКО, я считаю, это уже на грани. И если врач после просьб пациенток соглашается им обеспечить тройню и более – это уже этическое преступление, ведь он знает, чем такое чревато. Женщина может даже не догадываться.
Совершать демографические прорывы с помощью многоплодия не стоит. Куда полезнее поднимать показатели, развивая медицину так, чтобы давать женщинам с бесплодием возможность испытать счастье материнства. Иностранцы массово скупают казахстанских "детей из пробирки"
У нас 15 процентов браков бесплодные. И если мы всем им поможем иметь хотя бы по одному ребенку, то увеличим рождаемость и поднимем демографические показатели. В Казахстане в год проходит 350–400 тысяч родов, из них после ЭКО – 2 тысячи. Уже хорошо.
В год ЭКО дает, считай, одно маленькое село. И эти дети будут в будущем рожать своих детей – вот тебе и рост населения!
У граждан, не испытывающих проблем с репродуктивным здоровьем, есть возможность рожать по ребенку каждые два-три года. Это тоже вклад в демографию – и заметьте, естественный.
Возможно, у тех, кто мечтал стать частью демографического бума через многоплодие, после прочтения этих строк изменятся планы. А пока вместе с демографами и социологами мы решили разобраться: а нужно ли вообще стране огромное число младенцев?
Стоит ли вылезать из демографической ямы?
– Чем больше рождается детей, тем лучше. Так принято считать. И для государства, конечно же, это хорошо: когда они подрастут, будет больше трудоспособных граждан, – говорит социолог Айман ЖУСУПОВА. – Но стоит понимать, что нужно обеспечить поддержку материнства и детства, а это уже расходная часть бюджета. Государство приветствует повышение рождаемости, так как у нас в стране есть проблемы с оголением некоторых территорий, напряженная ситуация по этому вопросу в северных регионах. Мы знаем, что разрабатывается масса программ по переселению, созданию рабочих мест. Но все они будут бессмысленны, если есть нехватка людского ресурса. Население сокращается, молодые трудоспособные люди выезжают, проблема стоит остро. Но стоит понимать, что беби-бум сегодня может принести какой-то экономический результат лишь спустя долгие годы, когда эти детки подрастут.
Демограф Аида АЛЬЖАНОВА считает, что на самом деле рождаемость у нас неплохая и нет нужды в многоплодии. Казахстан относится к странам со средним населением.
– Я, конечно, замечаю, что у нас действительно стало больше двойняшек и тройняшек. У моей подруги тройняшки родились. Это замечательно, но непросто. А что касается демографической ситуации, то я считаю, что мы не страна с маленьким населением, 18 миллионов – это не мало. В Австрии 10 миллионов, в Норвегии 5, и тем не менее эти страны имеют большой ВВП и сильно не переживают, что их мало. Поэтому вопрос должен стоять не о механическом увеличении населения, а о качественном.
Алматы