«Почему узбеки при виде казахов начинают разговаривать на русском?»
На портале Аbai.kz была опубликована статья Азкена Алтая об отличительных чертах Узбекистана от Казахстана в экономике, туризме и национальном коде. Также автор затронул отношение узбекистанцев к языку.
«С антропологической точки зрения можно сразу отличить часть народа тюркского происхождения от персидского, однако в повседневной жизни такого разделения нет. Все говорят на узбекском языке, который объединяет весь народ. Правда, бывает и такое, что, если узнают, что ты казах, начинают говорить на русском языке, но и он не употребляется как “необходимость” в повседневной жизни, как у нас, а скорее предмет, необходимый для заработка», ― поделился автор впечатлениями от своей поездки.
Он также отметил, что молодые люди искренне увлечены английским языком. «В целом Узбекистан — это единая страна, сложившаяся как нация», ― отметил автор.
Имам: «В первую очередь ты мусульманин, и только потом - казах»
На портале Аdyrna.kz было опубликовано высказывание Нургелди Абдыгани об отрицательном влиянии имамов на казахстанский народ через социальные сети.
«В социальных сетях я часто вижу этого человека, известного под именем учитель Нурсултан. Я слушал его проповеди в ТикТок, YouTube и это были стандартные проповеди имамов ДУМК. Еще одно короткое видео (Reels) этого "учителя" всплыло в той же сети. Видимо, он сходил на какой-то подкаст и сказал следующее: “Человек в первую очередь мусульманин, он не должен забывать об этом. Нация на втором месте. Ты казах только во вторую очередь». Каким бы святоподобным ни был Нұрсұлтан Рысмағамбетұлы, которого слушает такая огромная аудитория, я не согласен с этим его высказыванием!» ― высказался автор.
По его мнению, слова имама ― проект политико-идеологического характера. Ставить нацию на вторую ступень – означает отрицать ее смысл. Продолжение этой мысли ведет к тому, что твои традиции, обычаи, язык, и менталитет, и национальное бытие, природа, культура, литература - все не так важно, важно лишь то, что ты мусульманин.
Автор подчеркнул, что эта опасная тенденция не принесет ничего хорошего, если ДУМК не примет меры в отношении этого человека.
Почему в Казахстане большое количество суицидов?
На портале Qamshy.kz было опубликовано интервью с автором книги «Жазасыз тәрбие» («Воспитание без наказания») Елжасом Ертайұлы. По словам эксперта, лучше воспитывать ребенка без наказаний.
«Когда я начал говорить это в 2018 году, было сопротивление со стороны общественности, были те, кто писал личные письма. К примеру, писали: "Нас самих растили из-под палки. Но мы не стали плохими людьми. Сейчас управляем целым учреждением, где добились больших успехов”. Да, они, вероятно, добились успеха. Но многие такие люди путают счастье и успех. Силой розги, давлением можно привести человека к успеху. Да, ребенок, вероятно, лучше усвоит урок, если его отец встанет у двери, готовый ударить ремнем. Если тренер будет силой и бранью тренировать ребенка, то можно воспитать чемпиона. Но стоит задуматься о том, может ли он стать счастливым», ― высказался он.
По словам эксперта, трудно назвать счастливыми всех, кто преуспел. Мы часто слышим, что многие люди, добившиеся успеха, к концу жизни остались одни, спились или бросили семью. Ребенок, выросший под палкой, не будет плохим, но станет бесчувственным. Не сможет проявлять, контролировать свои внутренние чувства.
Воспитание ребенка в степи: почему кочевники были против физического наказания детей
«Воспитание старыми методами очень опасно для современных детей. Современный ребенок чувствителен, и, если вы попытаетесь контролировать его палкой, силой и криками, вы оттолкнете его от себя. Возможно, это главная причина, по которой мы сейчас находимся в передних рядах стран по высокому количеству самоубийств. Поэтому надо переходить к воспитанию без наказаний», ― заявил Елжас Ертайұлы.
«Сталинские репрессии» или новая политика по отношению к кандасам?
На портале Аbai.kz было опубликовано высказывание Ауыта Мұқибека о недостатках закона «О миграции населения» в Казахстане.
«Согласно пятому пункту 20-й статьи указанного закона, если региональная квота приема кандасов в территориально-административной единице отсутствует или этнические казахи отказываются от территориально-административной единицы, представленной для переселения этнических казахов, то им не присваивается статус кандаса. Это ― отражение настоящей “сталинской репрессии” в адрес этнических казахов, переселившихся на историческую родину из дальнего и ближнего зарубежья!» ― посетовал автор.
По данным министерства труда и социальной защиты населения, за третий квартал текущего года в Казахстан иммигрировали 16 408 этнических казахов. Региональная квота приема кандасов на 2023 год составляет 1 925 человек. Согласно приведенной выше норме только 1 925 из этих 16 408 этнических казахов получат статус кандаса, а остальные 14 483 человека останутся без этого статуса.
«Никто не учитывает 21-ю статью Конституции Республики Казахстан, наше “слышащее” правительство лишило репатриированных этнических казахов права свободно передвигаться и выбирать место жительства по своему усмотрению посредством этой нормы... Что может быть унизительнее и оскорбительнее этого для семи миллионов казахов за границей!?» ― задался вопросом автор.
Перевод материалов отражает лишь точку зрения оригинальных публикаций и не является позицией медиапортала Caravan.kz.