Стабильность ценой свободы

Два ведущих американских политологических института, влиятельный американский журнал Foreign Policy и общественная организация Американский The Fund for Peace, опубликовали пятый экспертный рейтинг "недееспособных" государств мира - Failed States Index 2009, который отражает способность (и неспособность) властей контролировать целостность территории, а также демографическую, политическую и экономическую ситуацию в стране.
Согласно данному рейтингу, Узбекистан признан самой "недееспособной страной" в Центральной Азии. Из постсоветских государств относительно стабильной признана Украина.
Узбекистан - в группе из 38 самых "недееспособных" государств, куда входят оккупированные вооруженными силами США и их союзниками по антитеррористической коалиции Ирак (6 место) и Афганистан (7 место), обладающие ядерным оружием Пакистан (10 место) и Северная Корея (17 место), единственная "недееспособная" страна западного полушария - Гаити (12 место), а также сразу три "недееспособных" государства на территории бывшего СССР: Узбекистан (31 место), Грузия (33 место) и Таджикистан (37 место). Замыкает перечень нестабильных стран Иран (38 место).
В группе с умеренным уровнем нестабильности насчитывает 93 государства, которые расположились с 37 по 131 место в общем индексе из 177 стран. Россия - на 71 месте, ухудшив свои позиции по сравнению с предыдущим годом на один пункт. Год назад Россия была на 72 месте, разделив его со Свазилендом и Коморскими Островами. Сейчас соседи России по рейтингу - Танзания (70 место) и Мозамбик (73). К факторам, которые сильнее всего "подрывают" позиции Россию, эксперты относят позапрошлогоднюю войну с Грузией, проблемы сепаратизма на российском Северном Кавказе, а также высокую степень криминализации государства.
Из бывших советских республик самые худшие позиции у Грузии (33 место; стремительное ухудшение с 54 места в прошлом рейтинге), Таджикистана (37), Киргизии (42), Азербайджана - 56, и Туркменистана - 59.
У Молдовы - 54 место (самое нестабильное государство Европы), Беларуси - 66, Армении - 109 (здесь и далее - результаты выше среднего), Казахстана - 105, Украины - 110.
Американский ученый, лингвист и политолог Ноам Хомски назвал основные критерии, исходя из которых, и составлялся данный рейтинг. Во-первых, это неспособность или нежелание государства защитить своих граждан от насилия, а то и от гибели. Во-вторых, склонность власти считать себя выше закона - как национального, так и международного. И, в-третьих, такое государство страдает от серьезного "дефицита демократии, лишающего формально действующие демократические институты реального содержания".
В Центральной Азии все на волоске
Позиция Узбекистана как самой недееспособной страны региона вполне понятна. С точки зрения западных аналитиков, узбекские власти не предпринимают действий, которые можно охарактеризовать как защиту собственных граждан.
Причем, основным критерием столь низкой позиции Узбекистана выступают андижанские события 2005 года. Тогда, по мнению западного сообщества, узбекские власти сознательно пошли на подавление выступлений своих граждан.
Другая стороны вопроса - ситуация с правами человека и применение пыток. Попытки узбекских властей сделать из неугодных предмет торга в диалоге с Западом, преследование нелояльных на всем постсоветском пространстве, отрицание очевидных фактов преследования по идеологическим соображениям. Последним по времени фактом вопиющего нарушения прав человека стала попытка уголовного преследования фотографа Умиды Ахмедовой. Только в последний момент, поняв всю абсурдность обвинений и отсутствие реальных оснований, власти, осудив Ахмедову, сразу же ее амнистировали.
37-е место Таджикистана не должно никого вводить в заблуждение. При президенте Эмомали Рахмоне страна вошла в стадию автаркии и, судя по всему, в ближайшие годы из этого состояния не выйдет. Еще одним подтверждением скатывания страны к диктаторской схеме стали недавно прошедшие президентские выборы.
Как это обычно бывает, группа наблюдателей Шанхайской организации сотрудничества признала выборы легитимными, тогда как у европейских наблюдателей возникло множество вопросов по соблюдению демократических норм. Такое положение дел уже давно стало традицией. Если выборы не соответствуют нормам демократии, шосовцы делают вид, что ничего не произошло.
Сегодня понятно, что выборы по принципам ШОС - нечто туманное и к традиционной демократии имеющее отдаленное отношение.
42-е место Кыргызстана - как раз свидетельство того, что власть президента Курманбека Бакиева в этой стране приобретает ярко выраженные очертания диктатуры. Единственное, что не позволяет Кыргызстану опередить Узбекистан - наследие Аскара Акаева, при котором в обществе появились лояльность и терпимость. Однако, судя по динамике внутриполитических событий, хватит нескольких лет, чтобы Кыргызстан занял достойное место вслед за Узбекистаном.
Успокаивает лишь то, что в Кыргызстане пока невозможен сценарий, подобный сценарию андижанских событий 2005 года.
59-е место Турменистана - свидетельство того, что, несмотря на диктаторские замашки Гурбангулы Бердымухаммедова, его еще трудно называть человеком, подмявшим под себя все общество. Безусловно, он не Никита Хрущев, заклеймивший культ личности Иосифа Сталина, но и не второй Сапармурат Ниязов, при котором велась массовая охота на нелояльных лиц не только внутри страны, но и за ее пределами.
105-е место Казахстана можно объяснить взвешенной политикой президента Нурсултана Назарбаева. Она заключается в том, что глава РК не делает резких движений ни в сторону насаждения диктатуры, ни в сторону укрепления демократических институтов.
Это государство, где оппозиция не выглядит политическим импотентом, как в Узбекистане. Она, кстати, не имеет широкой общественной поддержки и не обладает сильными инструментами влияния на принятие решений. Но чисто гипотетически такие инструменты оппозиция может получить, если выиграет на выборах. Другое дело, что ей почти невозможно обыграть пропрезидентскую партию "Нур Отан". Но это уже совсем другая история.
Скатывание к диктатуре чревато последствиями
Внешнеполитический имидж России сильно портит война с Грузией, результатом которой стало неприсоединение к ней Южной Осетии и Абхазии. Эти территориальные образования так и остались вне рамок правового поля. Одностороннее признание государственности со стороны России еще более усугубляет ситуацию. То, что к России присоединилась Венесуэла, в принципе, ничего не меняет.
Россию в вопросе признания Южной Осетии и Абхазии не поддержали ее союзники по СНГ и ЕврАзЭС, что свидетельствует, во-первых, об осторожности партнеров, во-вторых, о сложном международном юридическом прецеденте, возникшем после того, как эти образования практически вышли из-под опеки Грузии.
Фактором нестабильности остается Чечня. Да, нынешний президент Рамзан Кадыров контролирует часть территории республики. Да, российские войска, по большей части, выведены из Чечни. Но контроль над территорией республики осуществляется порой методами, несовместимыми с нормами демократии. До национального согласия и мира на данной территории еще далеко.
По идее, все имеющиеся на территории России проблемные зоны и зоны высокого риска появились из-за того, что власти считают себя выше норм международного права. Сегодня уже понятно, что свободные выборы невозможны на Кавказе, а система власти в регионах сделала такие выборы нереальными. Последние по времени парламентские выборы, когда сокрушительную победу одержала пропрезидентская партия "Единая Россия" лишь закрепила в России ростки диктатуры.
С другой стороны, демократические институты, появившиеся в стране во времена Бориса Ельцина, уже давно играют декоративную роль. Они лишь оттеняют власти, предпринимая робкие попытки выражать собственное мнение. Владимир Путин пришел к власти в 2000 году на волне наведения порядка в стране. Теперь, почти 10 лет спустя, ясно, что "наведение порядка" давно уже превратилось в постоянный и нескончаемый процесс укрепления власти одного человека и "зачистки" тех, кто в той или иной мере представлял угрозу. Все правое крыло партийной надстройки было выведено за границы политического поля. Одни прекратили свое существование, другие - адаптировались к новым условиям, превратившись в приспособленцев. Компартия и либерал-демократы давно стали одним из элементов декора существующей власти. Кричат они много, но, по всему видно, соглашение о лояльности ими уже заключено.
Сегодня под одну гребенку подстрижены и средства массовой информации. Свой общественно-политический ракурс сохранили лишь те телеканалы, газеты и журналы, которые лояльно относятся к нынешним властям. Остальные - преобразовались в так называемые "резиновые" СМИ, которые "мягко" критикуют власти, по большому счету, не подвергая сомнению генеральную линию.
В экономике "наведение порядка" вылилось в сведение счетов с теми олигархами, которые не столько оппозицию поддерживали, сколько попытались сохранить независимость от властей. А также консолидация ресурсов в нескольких сверхкрупных компаниях. Яркими примерами стали содержание под стражей Михаила Ходорковского и создание "Газпрома".
Ныне уже мало кто сомневается в том, что итогом президентских выборов в России в 2014 году станет возврат Путина в президентское кресло.

***
Из всего сказанного можно сделать следующие выводы. В России и Кыргызстане, несмотря на очевидные тренды скатывания к диктатуре, еще есть возможности возродить демократию и, стать со временем, стабильными странами с развитыми демократическими институтами. Казахстан, как и раньше, будет занимать срединное положение, резко не поднимаясь и не опускаясь в рейтинге, что продиктовано ментальностью властей, не приемлющих никаких революций.
Перспективы Таджикистана и Туркменистана довольно сложно оценить, так как власти в этих странах в одном случае подвержены очевидной коррозии, в другом - сильно зависят от внешних факторов.

Автор: Olga Borissova