Ссора, нож, смерть...

Ударил ножом с поразительной легкостью

К сожалению, подобных преступлений у нас происходит немало, например, в прошлом году было зарегистрировано 853 убийства. Но дело в том, что именно это, на “Хоргосе”, попало в объектив видеокамеры наружного наблюдения и стало достоянием общественности.

Кроме сочувствия и сожаления по поводу безвременной гибели человека видео вызывает и другие эмоции. Например, поражает та бескомпромиссная готовность, с которой молодой человек лишает жизни своего оппонента. Что заставило так поступить? Возможно, потерпевший его оскорбил? Но даже если это и так, неужели обязательно было хвататься за нож?

Конечно, убивали и раньше, но с середины 60-х и до начала 90-х убийств в Алма-Ате было не так уж и много. Если уж они случались, то об этом гудел весь город – как после ночи 6 ноября 1965 года, положившей начало серии убийств городских таксистов. Водители таксопарков были напуганы до такой степени, что даже отказывались работать в ночные смены.

Трое отморозков – Владимир Замирайлов, Алексей Григоров и Борис Яуфман – убили четырех человек и покалечили десятки. Их разыскивали целых 162 дня, а потом суд приговорил всех троих к расстрелу.

Но бывало, что убийцами становились и обычные законопослушные граждане, которые, как любят говорить сотрудники полиции, лишали оппонентов жизни “на семейно-бытовой почве”. То есть во время скандала по пьяной лавочке, из-за ревности или же зависти. Но, повторимся, по словам пенсионеров МВД, убийств в советское время было меньше, чем сейчас. Почему? Причин, на мой взгляд, несколько. Но, главное, граждане тогда относились друг к другу гораздо терпимее, чем в настоящее время.

Психика у нормального человека должна быть настроена таким образом, чтобы не позволить ему причинять страдания другому. Потому-то большинство людей даже в сельской местности, где народ частенько сталкивается с необходимостью зарезать курицу, барана или корову, не могут заставить себя это сделать. Для этого и существуют забойщики, которые сделают эту неприятную работу быстро и профессионально. Однако речь идет о животных, а не о людях.

О том, какими методами пользовались инструкторы на базе подготовки спецназа ГРУ СССР в городе Печоры Псковские (под Ленинградом), рассказывает бывший боец отдельной 459-й роты отряда “Каскад” ГРУ СССР “афганец” Андрей Дмитриенко.

– Готовили нас очень основательно, – говорит он. – Мы постоянно бегали десятикилометровые кроссы, бесконечно отжимались на брусьях и подтягивались на турнике, стреляли из всех видов стрелкового оружия и осваивали приемы рукопашного боя, работу с ножом на чучелах из гофрированного картона. Такой картон лучше всего имитирует сопротивление человеческого тела при вхождении в него лезвия ножа. Иногда кололи для кухни баранов и свиней, но применять нож в реальном бою был готов далеко не каждый спец…

Теперь же убийство на “Хоргосе” показывает, насколько ослаб тот психологический механизм, призванный удерживать человека от убийства себе подобных… В Алматы грядут бандитские разборки?

В чем же причина?

Жуткие признания несовершеннолетних убийц

За высокими стенами алматинской колонии для несовершеннолетних преступников, ЛА-155/6, кроме воришек, грабителей и прочих отбывают свой срок и юные убийцы.

С тремя из них, уже вышедшими на свободу, мне удалось встретиться и переговорить. Я попытался выяснить, что именно послужило для них спусковым крючком? Из-за чего они пошли на убийство? Фамилии собеседников по понятным причинам называть не стану.

Рассказывает житель города Талгара Алматинской области Арман:

– Весной 2004 года, когда мне было 16 лет, я со старшим братом решил украсть из школы компьютер. Когда мы разбили окно, чтобы залезть в класс, звон стекла услышал сторож. Он вышел на улицу, увидел нас и принялся стыдить.

– Что произошло затем?

– У брата был с собой обрез охотничьего ружья, он выстрелил в сторожа, но не попал.

– Сторож был молодой?

– Нет, пожилой, он хотел убежать, но мы свалили его на землю и долго били ногами по голове. Пока не перестал кричать и дергаться.

– Зачем же вы на него кинулись, если он и так хотел убежать?

– Боялись, что он нас видел и сможет опознать. Тогда мы попали бы в тюрьму.

– И чем все закончилось?

– Он умер, меня приговорили к 8 годам лишения свободы.

Житель Карагандинской области Михаил в 14 лет убил свою родную бабушку.

– С чего все началось? – спрашиваю его.

– Мне нужны были деньги, я украл у своего отца телевизор. Но когда выносил его, то в квартиру вошла моя бабушка. Все поняла и пообещала рассказать отцу. Я испугался, так как меня бы выпороли. И сильно разозлился на бабушку. От ярости у меня даже в глазах потемнело.

– И что ты сделал?

– Я понял, что надо любой ценой заставить ее замолчать. Схватил медную проволоку и начал душить. Сначала она хрипела и сильно билась, а потом затихла.

– Не жалко было?

– Сейчас мне очень тяжело об этом вспоминать, ведь бабушка меня любила, дарила игрушки и конфеты…

Я получил 9 лет лишения свободы.

Алматинец Виктор утверждает, что заступился за друга.

– Мне было тогда 14 лет, я жил в микрорайоне “Айнабулак-1”, – рассказывает он. – Шел домой с друзьями, и к нам привязались двое пьяных мужиков.

– И что?

– Один из них ударил моего друга. Тогда я поднял с земли камень и изо всех сил врезал ему по голове. Он упал и перестал шевелиться, но я продолжал бить его камнем. Потом убежал. Меня осудили на 10 лет. Подростковая преступность: от криминальных 90-х – к “умеренным” 2000-м

Необходимо изо всех сил сопротивляться!

По мнению председателя лечебно-консультативной комиссии, врача-психиатра Республиканского научно-практического центра психиатрии, психотерапии и наркологии Ирины ЛЕНСКОЙ, жестокость у наших сограждан усиливается в силу целого комплекса причин.

– В последнее время в сознании многих людей происходит некое обесценивание человеческой жизни, границы нравственных ориентиров и моральных запретов размываются. Одна из проблем – обилие и натиск информации. Конечно, это имеет и положительные стороны, так как дети и взрослые познают мир, узнают много полезного для себя. Но одновременно все мы подвергаемся атаке негатива. Когда, например, по телевидению или в Интернете видим ужасные кадры из регионов, где идут военные действия, или когда террористы устраивают показательную казнь своих пленников.

Отметим, в последнее время подобная информация стала подаваться так, словно это будничные новости, а не ужасные деяния. Да и обсуждения идут в обыденном ключе.

Если раньше происходила авиакатастрофа, то люди воспринимали это как нечто из ряда вон выходящее. У многих на почве переживаний даже возникала бессонница. Теперь же подобные трагедии воспринимаются человеческим сознанием как нечто совершенно обычное, – говорит Ирина Геннадьевна. – Кроме информационного фактора есть и доступность прежде запрещенных вещей.

Если раньше мы не говорили и не обсуждали такие негативные моменты, как похищение и насилие в отношении детей, педофилию, то теперь все это происходит вполне свободно.

Я считаю, что такие проблемы должны обсуждаться лишь профессионалами, а не всеми подряд.

Неосторожное, неделикатное обсуждение на глазах у неподготовленных людей приводит к тому, что они начинают думать, будто в этом нет ничего ужасного. (Ну подумаешь, педофил-убийца, их вон как много!)

Кстати, не последнее место в формировании негативных реакций у людей (особенно – у детей!) занимают и компьютерные игры.

Ведь виртуальные взрывы и убийства многочисленных врагов на мониторе компьютера внушают игроку мысль о том, что все это понарошку. Но беда в том, что здесь незаметно происходит подмена понятий, и человек постепенно начинает воспринимать реальность как игру. Компьютерная "доза" для вашего ребенка

Скажу еще, что все времена перемен обязательно сопровождаются целым рядом различных потрясений. Это тоже накладывает определенный отпечаток на сознание людей. Многие теряют жизненные ориентиры, и тогда возникают разные невротические злобные реакции вроде: если уж мне плохо, то пусть другим будет еще хуже!

Негативная информация, жестокие компьютерные игры и тому подобное действуют на многих, словно прививка от человечности. Когда человек чувствует себя загнанным в тупик, но не имеет необходимой психологической защиты и не может адаптироваться к реальности, тогда он может увидеть решение проблемы в насилии над другими людьми. Вплоть до убийства.

Людям надо помнить, что накопленные злоба и обида на окружающих могут толкнуть их к радикальным действиям – насилию и убийству.

Этому необходимо изо всех сил сопротивляться!

Так что всем необходимо контролировать свои эмоции и не забывать, что вокруг вовсе не враги, а обычные люди.

АЛМАТЫ