Средняя температура на дорогах: сколько штрафов платит обычный водитель в Казахстане

Города рвут село

В прошлом году шесть регионов – Алматы, Нур-Султан, Алматинская, Карагандинская, Туркестанская и Восточно-Казахстанская области – дали ровно 70 процентов всех доходов по штрафам в бюджет страны. Судя по цифрам, там самые опасные дороги. В этом году ситуация сильно не изменилась: семь регионов дали 72 процента. Но и образовались свои “передовики”: два города – Нур-Султан и Алматы – обеспечили половину всей собранной суммы. В столице это случилось только благодаря системе фото- и видеофиксации “Сергек”. Она обеспечила рост кэша почти на две трети: с 3,7 млрд тенге в 2018 году до 6,2 млрд в 2019 году.

Вообще-то, это меньше, чем можно было ожидать. Осенью 2018 года акимат сообщил, что только за два месяца работы система “Сергек” заработала 1,3 млрд тенге. По прогнозу на 2019 год она должна была принести 5–6 млрд В сумме это составило бы 9–10 млрд тенге дохода. Но не случилось.

Сейчас в Нур-Султане работает больше 6 тысяч камер фото- и видеофиксации, отработано 1,3 млн нарушений на более чем 7 млрд тенге.

Но то ли местные водители перестали платить по “письмам счастья”, то ли стали более дисциплинированными. Хотя, скорее всего, систему немного перепрограммировали в сторону водителей.

А вот в Алматы подобного роста не произошло. Напротив, за год поток денег в казну снизился на 28 млн тенге – до 5,9 млрд. Почему? Не совсем понятно. Раньше именно в южной столице Казахстана жили самые бравые автомобильные джигиты. За первую неделю января система поймала 2 564 нарушений на 42 млн тенге. Сейчас в городе работает 400 постов “Сергека”. Но аким Бакытжан Сагинтаев пообещал увеличить их парк в два раза. При таком раскладе в этом году нам надо ждать роста показателей. Примерно как случилось в Нур-Султане. Порог в 10 млрд уже не за горами?

Счет, пожалуйста

Есть четкая взаимосвязь между уровнем жизни населения в регионе и размерами штрафов, которые собирает его налоговое управление. Обычно это 4–5 процентов от среднего дохода на душу населения.

Сколько штрафов платит обычный водитель? В среднем по стране – 6 тысяч тенге в год с бампера.

Это прямая аналогия со средним чеком у магазинов – ключевой цифрой для выявления активности продаж. По итогам прошлого года видно, что этот дорожный чек стал меньше на 800 тенге. Снижение зафиксировано сразу в 13 регионах.

Почему? Скорее всего, это такая форма протеста снизу – штрафы в Казахстане слишком высокие. Легче и проще договориться на месте с инспектором, решить проблему по-свойски, здесь и сейчас. Все же люди. Да и сами сотрудники полиции хорошие психологи и четко видят, сколько может дать штрафник за рулем.

В 2018 году семь регионов – Нур-Султан, Акмолинская, Костанайская, Актюбинская, Кызылординская, Карагандинская и Северо-Казахстанская области – показали меньше официальных штрафов за адмправонарушения, чем в 2017-м. В прошлом году столица пошла на рекорд. Но к “протестующим снизу” присоединились Атырауская, Западно-Казахстанская, Мангистауская, Павлодарская и Восточно-Казахстанская области. Три первые области самые показательные – там добывают нефть и газ, у них хорошие бюджеты, у жителей неплохие доходы. Но и они дают снижение. Или местные жители стали реже нарушать ПДД, или чаще договариваться на дорогах. Выбирайте, чему верить.

Самый большой спад продемонстрировала Алматинская область – сразу минус 40 %. В Мангистауской и Северо-Казахстанской областях – по минус 15%, в Павлодарской – минус 10 %. Штраф – это налог за то, что сделал неправильно. А налог – это штраф за то, что сделал правильно

Средний чек по регионам тоже снижается: в Алматинской области был 4,3 тысячи, стал – 2,5 тысячи; в Мангистау он упал с 5,3 тысячи до 4,5 тысячи; в СКО – с 3,6 до 3,1 тысячи, в Павлодарской области – с 4,2 до 3,8 тысячи тенге. Лидерами по размерам среднего штрафа с одного руля остаются две столицы: житель центра страны платит 21,4 тысячи тенге, Алматы – 11,8 тысячи тенге в год.

Самыми экономными можно назвать жителей Алматинской (2,56 тысячи тенге штрафов), СКО (3,1 тысячи тенге) и Акмолинской (3,4 тысячи тенге) областей.

Сбыча мечт

Всякий источник, который регулярно дает хотя бы 1 процент от дохода региона, – очень ценный. И его надо всячески холить и лелеять. Уже в 10 областях полицейские приносят акиматам денег выше этого порога. А в двух – Нур-Султане и Туркестанской области – даже 2 и более процента.

Если следовать этой логике, то полиция ничем не хуже малого бизнеса или сельского хозяйства. У акиматов появляется соблазн использовать полицию как палочку-выручалочку для тощего бюджета.

“Сергек” показал свою эффективность по фиксации нарушений и выписыванию счетов. Он быстро распространяется по городам страны. Система работает в Алматы и Усть-Каменогорске, ее запускают в Атырау и Шымкенте.

Акиматам приходится изощряться в стратегическом планировании и бюджетной политике. Но если село – это важная отрасль, то штрафы не толкают экономику вперед. Это только инструмент перераспределения доходов внутри нее. И может наступить момент, когда они начнут угнетать экономику, мешать ее росту.

АЛМАТЫ