Сразу 5 строительных компаний Актобе рискуют разориться на строительстве 7 домов, возводимых по программе “Нұрлы жер”

Дом № 48 в 1-м микрорайоне жилого массива “Нур-Актобе” внешне уже готов. Заселяйся и живи. Но под ключ сделан только один из трех подъездов. В квартирах других не хватает мелочевки: постелить линолеум, установить сантехнику, поставить радиаторы отопления. Будущие владельцы жилья уже давно готовы въехать и так. Люди устали жить в чужих домах. Известно, кому конкретно из клиентов “Жилстройсбербанка” какая квартира предназначена. Они давно перезнакомились друг с другом и создали свой чат. Но ключи людям акимат пока не дает. Официально готовность дома составляет 95 процентов.

Застройщик – ТОО “Компания Есат” – не может сдать его приемной комиссии. Причина простая – застройщик считает, что ему недоплатили. Минимум 90 миллионов тенге.

– Дом построили по программе “Нұрлы жер”. Мы все клиенты “Жилстройсбербанка”. Я подписался на участие в проекте весной, – рассказал “КАРАВАНУ” один из будущих владельцев жилья Тимур НАЗАРБЕКОВ. – Нам обещали, что дом сдадут 31 июля. Но потом начался карантин. Дату ввода в строй дома акимат Актобе отодвинул на 30 сентября. А потом и вовсе отменили. Что будет дальше – никто не говорит. Мы пытались собраться. Может, даже подать в суд. Но оказалось, что мы не считаемся владельцами своего будущего жилья и подать в суд права не имеем. Но во всем виноват застройщик, сказали в акимате.

– В прошлую пятницу мы встречались с застройщиком, – рассказала Майра ЖУБАНАЗАРОВА, другой будущий владелец квартиры в доме № 48. – Он рассказал, что вложил в этом дом свои 97 миллионов тенге, а акимат эти деньги ему не возвращает. Почему вложил? Чтобы не замораживать стройку и быстрее сдать наш дом. Он продал офис, свою технику. Но денег не хватило.

– Ради того, чтобы закончить строительство этого дома, мне пришлось продать и свой офис, и личную машину, и машину сестры, – уверяет “КАРАВАН” директор ТОО “Компания Есат” Турлан ШУКУРОВ.

История дома № 48, по словам главы строительной компании, началась в 2017 году. Тогда “Компания Есат” впервые получила подряд на строительство по бюджетной программе: создание инженерных сетей – канализации, электроснабжения, водопровода и газификации – будущего духовно-нравственного центра “Анаға тағзым”. Но заказчик – управление строительства Актобе – так не выплатил всю сумму.

Взамен предпринимателю предложили вариант построить жилой трехэтажный дом в Актобе. Цена – 432 миллиона с учетом НДС. Прибыль с этого объекта может покрыть убытки на прежнем. Срок работ – 7 месяцев. То есть срок сдачи – осень 2018 года.

Подписали договор, и тут выясняется, что строитель должен сам выкупить у проектировщика здания, компании “Актюбгражданпроект”, проектно-сметную документацию (ПСД). Цена вопроса – 2,5 миллиона тенге.

Потом с проектировщиками договорились, что деньги за ПСД подрядчик отдаст долями. Главное – быстрее начать работы.

– Первые свободные деньги я направил “Актюбгражданпроекту”, – рассказывает Турлан Шукуров. – Часть ушла безналом, часть наличными. Всего 868 тысяч тенге. Расходные документы сохранились. Получил ПСД и отдал их своим сметчикам. Буквально через час новость: в проектной документации указаны не все детали будущего дома. Я тогда не понял: как такое может быть? Попросил проверить. Сметчики снова сели считать: оказалось, что примерно треть строительных элементов в ПСД не указана. То есть они есть в проекте, но в смете они пропущены. Нет 65 блоков и плит фундаментов, нет 691 блока стен подвалов, нет 85 панелей перекрытия, нет части стены и крыши. По нашим подсчетам, всего не указана треть всех материалов, необходимых для возведения жилого дома. Я бегу с вопросами в управление строительства. Там мне говорят, что все вопросы к проектировщикам. И напоминают, что я договор подписал и должен дом сдать в срок.

Как потом оказалось, продолжает строитель, перед акиматом стояла задача: максимально снизить стоимость жилья по программе “Нұрлы жер”. “Актюбгражданпроект” сделал проект. Цена составила 150 тысяч тенге за 1 квадратный метр в черновой отделке. Эта цена никак не устроила акимат, то есть заказчика. Проект пересчитали. Снова много. Тогда проектировщики не нашли ничего лучше, как просто убрать из сметы часть элементов дома. В итоге цена за метр упала до 120 тысяч тенге.

Снова с вопросами в акимат. Там опять напоминают, что контракт подписан. Исполняйте.

– Но в конце 2018 года неожиданно акимат пошел на подписание дополнительного соглашения, – продолжает Турлан Шукуров. – Финансирование прекратилось. Стройка встала. Официальная позиция – в бюджете нет денег. Работу мы возобновили уже в этом, 2020 году. Акимат тоже начал нас торопить – давайте сдавайте. Пообещали разницу восполнить. Я на радостях продал сначала офис. Денег не хватило. Продал свою машину. Сестры. Мы закончили объект на 95 процентов. Остался мизер – поставить оборудование: радиаторы отопления, сантехнику. Кое-где постелить линолеум. И всё – дом можно будет сдавать жильцам. Но у меня нет денег на это мизер. Строительство по программе “Нұрлы жер” в Караганде обернулось уголовными делами, судебными разбирательствами и громкими задержаниями

В такой же ситуации оказалось еще 5 строительных компаний, которые строят 6 таких же домов в этом же микрорайоне. У всех уровень завершенных работ – 70–90 процентов. Всем не хватает совсем немного денег, чтобы закончить работы и сдать объект людям.

Принимая во внимание, что строительство ведется уже третий год по независящим от ТОО “Компания Есат” причинам, его руководство обратилось в отдел строительства города Актобе с требованием применить к оплате за строительство коэффициент на удорожание.

Итоговая стоимость строительства с учетом недостающих в смете элементов должна составить 544 миллиона тенге. По факту превышение стои­мости работ составило 90 миллионов тенге.

Отдел строительства такое требование отклонил. И направил строителям встречное предупреждение: “Трехэтажный жилой дом № 48 выполняется по рабочему проекту, прошедшему комплексную вневедомственную экспертизу… увеличение суммы договора допускается, если в ПСД внесены изменения и принято решение о дополнительном выделении денег на сумму такого изменения… Изменения в ПСД не вносились, следовательно, основания на увеличение суммы договора отсутствуют”.

И тут же отдел строительства подал исковое заявление в межрегиональный экономический суд Актюбинской области с просьбой обязать ТОО “Компания Есат” завершить объект.

14 октября аким Актобе собрал все компании в акимате. Обсуждался вопрос, что можно сделать, чтобы закончить-таки стройку. Предложения Турлана Шукурова отклонили.

Конкретно по дому № 48 акиматовские сотрудники предложили попросить у строительных магазинов недостающее оборудование в долг, чтобы потом постепенно отдать.

– За последний год я обошел всё руководство Актобе и области. Был у акимов. Писал им письма. Просил помочь. Но всё было впустую. Поэтому я написал письма Президенту, в Генеральную прокуратуру и министерство финансов с указанием конкретных фактов нарушений закона. Ответы пришли. Администрация Президента сообщила, что мое обращение направлено для рассмотрения в Агентство по делам государственной службы.

P.S. Ситуация вокруг 7 проблемных домов в “Нур-Актобе” странная. Формально финансирует проект не акимат и не бюджет, а вполне рабочий “Жилстройсбербанк”. Все 68 будущих владельцев квартир имеют в этом банке реальные счета, где они накопили достаточное количество денег, чтобы участвовать в программе “Нұрлы жер”. То есть денег должно быть достаточно. Но их нет. Тогда где они?

Как оказалось так, что проектная компания “Актюбгражданпроект” – одна из двух главных проектных организаций области, пошла на снижение цены дома, просто убрав из сметы часть конструктивных элементов, без которых дом построить нельзя?

Как такой обрезанный проект прошел вневедомственную экспертизу?

Почему строительство дома, который по проекту надо было поставить за 7 месяцев, вдруг перестали финансировать и в итоге затянули на 3 года? При этом Актюбинская область по всем официальным данным считается одним из лидеров по объе­му возводимого жилья. Это и понятно, перед акиматом стоит цель превратить Актобе в четвертый миллионник страны. Но как это будет происходить, если завт­ра все небольшие строительные компании, которые готовы строить недорогое жилье для простых людей, вымрут, а в регионе останутся только крупные предприятия, которые любят заниматься дорогими проектами?

Газета “КАРАВАН” направила официальный запрос в акимат Актюбинской области по поводу проблем, возникших при строительстве домов по программе “Нұрлы жер”. Наверняка у акиматов Актобе и области есть своя точка зрения на происходящее. Поэтому редакция готова дать возможность высказаться представителям властей региона.

***

Когда верстался номер, в редакцию пришел ответ из акимата Актюбинской области:

“В 2020 году, несмотря на пандемию, продолжено строительство 27 жилых домов общей площадью 85 тыс. м2… 11 жилых домов из-за отсутствия финансирования являются переходящими на 2020 год.

В связи с отставанием от графика на двух застройщиков подано исковое заявление в экономический суд. 1 проект находится в корректировке. Остальные 7 домов будут сданы до конца 2020 года.

Строительство данных домов финансируется за счет облигационных средств. Увеличение суммы проекта может сказаться на стоимости квартир жителям, в этой связи на некоторых объектах за счет внебюджетных средств будет оказана поддержка строительными материалами и рабочей силой. Стоимость квадратного метра составит 130–135 тыс. тенге”.

АЛМАТЫ