Спутники жизни

Слову "спутник" довелось пройти через контрастные пласты времени - от мирных собачек Белки и Стрелки до оголтелой шпиономании. В эпоху холодной войны спутники на земной орбите воспринимались исключительно как вражеские происки. Сегодня - все по-другому. Шпионские страсти утихли, космос обретает все более мирный характер. Крупнейшие страны объединились в эдакий "спутниковый" союз. Войти в него Казахстану намерен помочь Европейский Союз, только что начавший вторую фазу межгосударственного проекта программы ТАСИС "Трасса Южного кольца".
Спутниковые навигационные системы на самом деле были придуманы для военных целей. В свое время еще в СССР в противовес американской появилась собственная "глобалка", как ласково называют систему профессионалы. Но она не обладала необходимым уровнем - не доставало точности, надежности. В конце прошлого года Владимир Путин издал указ о том, что режим автоматического зависимого наблюдения должен применяться на территории России, и первые шаги в этом направлении уже делаются. А Китай, к примеру, гордо решил пойти другим путем и создать свою инфраструктуру, вбухав в разработку технологии гигантские средства. В принципе, необходимость и актуальность внедрения "общественной", скажем так, аэронавигации понимают абсолютно все. Спутниковые системы считаются наиболее эффективным средством в управлении авиационными, морскими и наземными перевозками. Главное их достоинство - абсолютно точное определение объекта, в какой бы точке он не находился. Второй плюс - независимость от наземных навигационных систем и условий. Вместе с тем через спутник можно передавать нужную информацию не только на борт самолета или корабля, но и наземным службам. Сегодня основной пользователь систем - гражданская авиация. Огромные возможности спутникового слежения - и особенно наведение на посадку в условиях плохой видимости - позволяют компенсировать несовершенство оборудования аэропортов. Особенно это ценно для нас - кто не страдал сутками в каком-нибудь областном центре только потому, что погода капризничала, и рейс то и дело откладывался на неопределенный срок.
Основная цель проекта со столь красивым названием - повышение безопасности и производительности полетов в регионе Южного кольца, куда входят Армения, Азербайджан, Грузия, Киргизия, Молдавия, Монголия, Таджикистан, Узбекистан, Туркмения. А теперь, будем надеяться, к ним примкнет и Казахстан. Вначале необходимо провести исследования, позволяющие судить о технологических возможностях "кандидата", в частности, внедрения автоматического наблюдения в широковещательном режиме. Планируемый срок реализации проекта - полтора года, стоимость - около двух миллионов евро.
На орбите уже крутятся три программных спутника, и специалисты шведской организации "Swedavia", возглавляющей работу, считают, что можно вполне обойтись этим количеством. "Создаваемая система построена на таком принципе, при котором воздушное судно или какое-либо другое транспортное средство выдает свои координаты и прочую информацию в широковещательном режиме на постоянной основе, - говорит менеджер по проектам компании С. Эрикссон. - И местонахождение, и состояние объекта может быть отражено либо в кабине самолета, либо в центре управления воздушным движением, а то и в лбом другом месте, оснащенном аппаратурой нашей системы. В этом случае значительно повышается безопасность полетов".
Что и говорить, авиакатастрофы в последнее время стали болевой точкой земного шара. Пожалуй, те страны, где бы не произошло трагедии, связанной с аварией чего-либо летающего, можно по пальцам пересчитать. Просто рок какой-то, может рассудить фаталист. Эксперты объясняют все реалистичнее: где-то причиной стала изношенность техники, где - то подвело диспетчерское оборудование, где-то пилот потерял ориентацию на небесной "местности". Причины бывают самые разные, но возникновение очень многих критических ситуаций поможет предотвратить "Трасса Южного кольца". Более того, сделать Казахстан более привлекательным для международных авиаперевозчиков.