Книги, написанные алматинским писателем Арсеном Баяновым, стали в своем роде уникальными. “Алма-Ата неформальная” (первое издание под названием “За фасадом азиатского коммунизма”) есть у каждого уважающего себя алматинца и занимает почетное место рядом со словарями и энциклопедиями. Другое творение – “Антология.kz”, – рассказывающее о казахстанской эстраде последних пятидесяти лет, пользуется невероятным спросом среди музыкантов. Поразительный успех для местного автора. К зиме Арсен обещает выпустить еще один фолиант.
Книга не резиновая
– Вы специально или случайно превратились в летописца музыкальной истории страны, став эдаким отечественным Артемием Троицким?
– Я был музыкантом групп “Синдикат”, “Досмукасан”, потом плавно перешел в журналистику. И после этого логично, что стал писателем. Ведь ефрейтор хочет стать генералом. Я давно писал, еще в 90-х годах, публиковался в журнале “Простор”.
– Публика очень благосклонно принимает ваши литературные произведения…
– Некоторые ругают и по-всякому обзывают. Ну и пусть! Это же не сто долларов, которые всем нравятся! Что касается “Антологии.kz”, то были претензии, почему не поставили тех или других музыкантов. Я бы с удовольствием это сделал, но, извините, книга не резиновая! Если она будет переиздаваться, то добавим. Будем делать еще второй том.
– Кажется, вы нащупали слабое место у читателя?
– Я не думал, что будет так. Иногда думаешь, сейчас напишу нетленку, а получается пшик. Или, наоборот, быстро отписываешь, а потом люди говорят: “Круто!”. И вот “Алма-Ата неформальная” получилась такая. Я ее легко “родил”, и она легко пошла. Звонили даже из России, Германии, спрашивали, где можно ее приобрести. У меня знакомая из Копенгагена приехала, говорит, что там ее тоже читали. В “Алма-Ате…” многие вещи описаны откровенно – про проституцию, преступность, причем организованную, хотя многое в книгу не попало. Ну, чтобы мне по голове не дали.
– Но вы с писательством завязывать не собираетесь?
– Если все будет хорошо, еще одна книга выйдет к зиме. Это будет сборник пьес, посвященных 70-летию со дня рождения Джона Леннона.
Нужен допинг
– В последнее время стало модно возвращаться к теме старого города…
– Мне кажется, проходит какое-то время, и люди пытаются осмыслить. И со мной то же самое произошло, я фактически про себя писал, а получилось, что про город.
– По вашим же собственным заключениям, вы могли стать бомжем или алкоголиком…
– Ну, бомжем вряд ли. Я по жизни не такой. А вот что касается алкоголя… В 80-е годы у людей выхода не было, пили все. Кто-то спился, кто-то нет. Я тогда учился заочно на филфаке КазГУ, бросил музыку и пошел в журналистику. Устроился в журнал “Арай – Заря” и завязал с выпивкой. А многие музыканты спились и умерли. Белая горячка сплошь и рядом была. Сейчас такого нет, потому что есть наркотики. Творческому народу нужен допинг. Знаменитый сказочник Гофман тоже этим делом злоупотреблял. Извините, ну откуда возник такой персонаж, как Щелкунчик? Говорят, он к писателю приходил во время белой горячки... Нормальному человеку в голову такое никогда не придет!
Мигранты хотят песен
– Вы считаете, что раньше музыканты были сильнее?
– Троицкий Артемий, которого вы упомянули, называет Москву аулом. Что в таком случае говорить про Алматы? Приток сельского населения изменил лицо города. Соответственно мигранты хотят своих песен, своей поп-культуры, понятной им... Приехал человек из аула, у него нет образования, и он на уровне своего сознания пишет музыку. И вот молодые певцы и певицы, которые еще вчера пасли овец, верблюдов или сеяли пшеницу, вышли на сцену. Они ничего не знают о великих исполнителях джаза, рока, блюза, популярной западной музыки. У них нет школы... Они едва умеют петь. Им это и не надо. Если есть спрос, будет и предложение. Наши ушлые так называемые “продюсеры” наловчились в мутной воде ловить рыбку.
А, извините, раньше, чтобы выйти на сцену, нужно было по крайней мере иметь если не высшее образование, то хотя бы среднее музыкальное, пройти сквозь строй разных тарификаций, комиссий... Конечно, есть самородки типа Розы Рымбаевой, я не спорю. Но сейчас тот же Дворец Республики может арендовать любой, у кого есть деньги. То есть существует большая разница между тем, что было раньше и что сейчас. Говоря это, я никого не хочу “опустить”, просто констатация факта. Хотя у нас появились люди, которые получают образование на Западе. Поют на английском, потому что настоящий попс и рок – только на этом языке исполняется.
– Сейчас вас книги кормят?
– Кормят. Разве это плохо? Я долго стремился к этому. Мне кажется, это высший кайф, когда ты пишешь, а потом еще за это деньги получаешь.
Фото из архива Арсена Баянова
Марина ХЕГАЙ