Я окончила КазГУ по специальности “юрист”, но так и не смогла найти работу. Многие мои сокурсники тоже безрезультатно ищут место, некоторые уже махнули рукой и пошли работать не по специальности. Как быть молодым специалистам?Айнура Доспекова
Проблема с трудоустройством выпускников действительно стоит остро. В республике нет пока общей программы, которая бы содействовала в решении этого вопроса. Но, возможно, она появится. По крайней мере, один из вариантов такой программы разрабатывается в общественном фонде “Современное образование”. Согласно ей к 2010 году в каждом вузе Казахстана должны появиться центры по трудоустройству.
– Востребован студент или нет – это первый показатель рейтинга учебного заведения, – считает руководитель фонда Александр Петрухин. – Все выпускники будут занесены в единую базу данных, можно будет отследить судьбу каждого.
Сегодня же статистика по трудоустройству выпускников не соответствует реалиям. Многие вузы требуют справку о трудоустройстве и без нее не выдают диплома на руки. Но достоверность таких справок не проверяется. Так что статистике в данном случае верить не стоит, говорят эксперты.
В вузах, по задумке разработчиков программы, будут установлены информационные центры с компьютерами, факсами, ксероксами и принтерами, чтобы студент мог составить резюме и тут же отправить его работодателю. Грамотно составить резюме и правильно вести себя на собеседовании научат тут же.
Сейчас в базе данных общественного фонда – заявки от 600 работодателей. Организовать встречу потенциального работника с ними пока достаточно хлопотно. Когда будет создана база, на эту работу будет уходить всего несколько минут.
За чей счет будут создаваться эти центры? Разработчики проекта уверены, что это выгодно самим вузам, заинтересованы и работодатели, тем более государство. А вот студент сможет пользоваться услугами центра трудоустройства бесплатно.
Но на деле все не так радужно. Пилотный проект центра по трудоустройству уже запущен, и за два часа работы в центре выпускник должен выложить 550 тенге.
ЗАЧЕМ СНОСЯТ ШКОЛЫ?
Зачем сносят школу № 24? Ее окончили два моих ребенка. Насколько я знаю, у нас нехватка школ. Неужели построят очередной бизнес-центр?Турар Альханов, Алматы
Мы дозвонились в отдел строительства департамента образования городского акимата. И выяснили, что никто сносить эту школу не собирается. На самом деле в школе № 24 идет сейсмоусиление. Здание действительно почти полностью разбирается, остается лишь основной каркас, затем создается металлоконструкция по ригелям.
В этом году в Алматы будет усилено восемь школ. В Алмалинском районе – школы № 24, 62, 167, 144. В Ауэзовском районе – школы № 72 и 121. В Жетысуском районе – школа № 103.
– Это физически устаревшие школы, – говорят эксперты отдела. – В среднем сейсмоусиление одной школы обходится в 400 миллионов тенге. Сейсмоусиление началось еще в апреле, дети были расформированы в ближайшие школы. Подрядчики, которые делают сейсмоусиление, обещали сдать объекты к середине августа. То есть дети смогут пойти в свои школы, как обычно, 1 сентября.
КУДА ЕЗДЯТ ШКОЛЬНЫЕ АВТОБУСЫ
Помнится, в Министерстве образования обсуждался вопрос о специальных школьных автобусах для детей, которые живут в отдаленных селах. Что стало с этой идеей? Дождутся ли сельские ребятишки внимания?Айнура Оспанова
Вопрос нашей читательницы о школьных автобусах мы задали министру образования и науки РК Жансеиту Туйменбаеву.
– Акимы областей, городов Астана и Алматы в установленном законодательством порядке обязаны обеспечить получение гражданами бесплатного предшкольного, начального, основного среднего и общего среднего образования путем предоставления мест в школах-интернатах, пришкольных интернатах и ежедневного подвоза до близлежащих общеобразовательных школ и обратно детей, проживающих в сельских населенных пунктах, в которых отсутствуют организации образования, – ответили нам работники министерства.
Нормативы устанавливаются при отдаленности школ более чем на 3 километра от населенного пункта, а при наличии между населенными пунктами естественных преград, например реки или озера, при меньшей отдаленности друг от друга.
По данным Министерства образования, в республике 1369 населенных пунктов не имеют школ. Кроме того, 56 179 учащихся проживают на расстоянии более 3 километров от учебных заведений. Но только для 36 610 учащихся организован подвоз.
Еще более 19 тысяч детей нуждаются в организованном подвозе, среди них учащиеся, проживающие в интернатах, у родственников и добирающиеся до школы самостоятельно.
Чиновники признают, что проблемы есть, ведь речь идет не просто о том, чтобы подвезти детей до школы и обратно, но и о том, чтобы довезти их безопасно. Значит, нужны школьные автобусы, приспособленные к местным условиям.
В этой связи Министерством образования и науки Республики Казахстан ведется работа по разработке и внедрению региональных программ “Школьный автобус”. Вопрос включен в Стратегический план развития Министерства образования и науки Республики Казахстан на 2009–2011 годы.
КИСЛОТНЫЕ ДОЖДИ В Алматы?
Последний дождь, который прошел в Алматы, был очень грязным, после него молодая листва на деревьях пожелтела и даже местами сожжена. Страшно становится ходить под таким дождем без зонта. Из чего он состоит, неужели нам на голову льется кислота? Кто-нибудь контролирует ситуацию?Тимур Каспиев
Экологическая ситуация в городе Алматы действительно оставляет желать лучшего, и поэтому нельзя ходить под нашими дождями с непокрытой головой. Мы обратились к экспертам в РГП “Казгидромет”, чтобы узнать, из чего состоит наш дождь.
– Из-за характерных для Алматы слабых ветров в нижнем приземном слое происходит накопление газообразных загрязняющих веществ, в первую очередь диоксида серы и оксидов азота. Именно они при взаимодействии с водяными каплями образуют кислоты, а затем и соли кислот, нередко еще более токсичные, – сообщили нам специалисты.
Дождь вымывает из атмосферы загрязняющие вещества, и на землю падает уже не просто вода. Химический состав обыкновенного дождя может значительно отличаться в зависимости от того, где именно сформировались дождевые облака и над каким местом они пролились.
В Алматы атмосферные осадки для химического анализа собираются только на одной метеостанции, находящейся в районе пересечения улиц Сейфуллина и Сатпаева. Поэтому и данные только по тем осадкам, которые выпадают только в этом районе. Если загрязнение воздуха в каком-либо другом районе будет выше, то и концентрация загрязняющих веществ в осадках соответственно будет выше. Не секрет, что наиболее загрязненные участки находятся в нижней части города.
Кстати, обильный дождь не так опасен, как накрапывающий, который в народе прозвали грибным.
Кислотность атмосферных осадков зависит от концентрации в них ионов водорода, показателем кислотности или щелочности является значение рН. Для атмосферных осадков уменьшение рН – это появление кислотности; а увеличение рН – это появление щелочности в осадках. Но ни в том, ни в другом случае под таким дождем не рекомендуется гулять без зонта.
Правда, эксперты успокаивают: в южной столице проблема настоящих кислотных дождей не стоит. Небольшая кислотность в дожде наблюдалась один раз в 2006-м и один раз в 2007 году. Чаще всего в Алматы осадки слабощелочные.
С 2000 до 2007 года превышение предельно допустимой концентрации (ПДК) ни по одному компоненту не наблюдалось. В январе 2008 года на городской метеостанции выпали атмосферные осадки, в которых было повышенное содержание сульфат-ионов и ионов аммония, но тоже не превышающих ПДК. В атмосферных осадках за апрель 2008 года – повышенное содержание гидрокарбонат-ионов и превышение ПДК по ионам аммония в 1,08 раза.
В республиканской химической лаборатории Казгидромета анализируется суммарная проба за месяц атмосферных осадков на содержание сульфатов, нитратов, аммония, хлора, кальция, магния, калия, натрия, гидрокарбонатов, мышьяка, свинца, меди и кадмия. Превышения по этим показателям не наблюдалось.
А следы на листве, которые увидел читатель, могут быть обычной пылью или следствием прожорливых жучков, говорят эксперты.