Кому на самом деле интересны ставки на спорт? Кто занимается ими годами, сохраняя приверженность своему увлечению, невзирая на неизбежные подчас потери и неудачи? Анализ аудитории букмекеров, проведенный в конце прошлого года группой Mostbet Partners в Казахстане и России, показал, что сегодня клиентами букмекерских контор чаще всего являются не “патологические игроки”, как об этом пишут многие далекие от темы люди, а спортивные фанаты. То есть – те, кто погружен в данную сферу годами, кто не может пропустить ни один значимый матч.
Клиент букмекера: демографический портрет
Средний любитель беттинга (ставок на спорт) – мужчина в возрасте 25–34 лет, который зарабатывает на среднем уровне или немного больше и живет, как правило, в городе.
Вообще, стоит отметить, что у беттинга, как и у спорта в целом, аудитория в подавляющем большинстве – мужская. Как показали социологические замеры 2021 года в Казахстане, прекрасный пол составляет менее 8 процентов от общего числа активных клиентов букмекеров. Что же касается возраста, то здесь разброс весьма широкий – в среднем от 20 до 45 лет, но встречаются и 60-летние “мастера ставок”. Основное ядро игроков – люди уже не в подростковом или юном, а в осознанном взрослом возрасте, готовые не столько идти на риск ради удовольствия (что обычно пишут о них сторонники популярной “теории игромании”), сколько получать интеллектуальное удовольствие от самого процесса прогнозирования.
Социальный и экономический портрет
Чаще всего это уже состоявшиеся женатые люди, с полным средним или (чаще) высшим образованием. Они работают по найму на позиции специалистов или обычных служащих, либо имеют небольшой бизнес. По уровню своего достатка это в основном “верхний средний класс”, то есть те, кто вполне способен без особого напряжения приобретать вещи длительного пользования.
В подавляющем большинстве любители беттинга не живут от зарплаты до зарплаты и не отдают половину дохода на аренду жилья.
Данное наблюдение опровергает еще один стереотип, утверждающий, что якобы ставить на спортивные события большинство клиентов букмекеров начинает в отчаянной попытке “что-то подзаработать”. Если таковые и есть, то они долго не задерживаются в данной сфере, потому что, как известно, беттинг трудно назвать сферой легких заработков. Да и каких-либо заработков вообще. Редкий знаток спорта сможет на длительной временной дистанции удержаться даже в небольшом плюсе по соотношению “выигрыш-проигрыш”, да такой цели перед собой прогнозисты, как правило, и не ставят. Для них увлечение ставками – развлечение, дополнительный драйв в ходе наблюдения за матчем или поединком.
Спорт – это их мир
Самое главное, ключевое наблюдение, которое выявила серия проведенных маркетологами онлайн-опросов аудитории казахстанских БК: постоянные клиенты букмекерских контор действительно глубоко и серьезно интересуются спортом. Они знают тенденции, они в курсе всех текущих турнирных таблиц, они могут навскидку сформулировать свое видение трендов и особенностей конкретного чемпионата. Притом что в жизни эти люди могут заниматься абсолютно разными вещами – от менеджмента в какой-нибудь компании до IT, автопрома, нефтянки или выращивания помидоров в фермерском хозяйстве. Объединяет этих людей, во-первых, определенный уровень дохода (как правило, не менее 400–500 тысяч тенге ежемесячно), а во-вторых, страстный и долговременный интерес к спорту. Спорт – это на самом деле их мир во всех смыслах. И в том числе футбол – самое популярное направление прогнозных пари. Прогнозные ставки на спорт: 10 ошибок, которые лучше не совершать
Статистически наибольшее количество фиксируемых ставок приходится именно на футбол.
За ним идут хоккей и баскетбол, далее – киберспорт (кстати, в период пандемии были моменты, когда из-за сдвигов в текущих турнирах и чемпионатах киберспорт кратковременно выходил на первое место).
В свою очередь, число людей, делающих ставки на определенные виды спорта, немного отличается. Так, в 2021 году почти 85 процентов пользователей ставили на футбол, а из оставшегося количества около половины делали ставки на хоккей, треть интересовал теннис, а остальные (главным образом молодежь до 25 лет) ставили на киберспорт.
Причем киберспорт, наряду с футболом, начиная приблизительно с 2019 года остается вторым самым быстрорастущим сегментом беттинга.
“Жене не расскажу!”. Поведенческие особенности аудитории БК
Из описанного среднего портрета напрашивается очевидный вывод: современный активный клиент букмекеров – это отнюдь не маргинал. Людям с низкими знаниями и с доходом уровня люмпена здесь делать нечего. Те из них, кто делает попытку “дернуть удачу за хвост” в беттинге, быстро понимают, что эта сфера не про них. Для желающих что-нибудь случайно выиграть по принципу “а вдруг повезет?” значительно лучше подходят классические игорные заведения эконом-класса типа залов игровых автоматов. Там думать не надо, жми кнопку и надейся на удачу. Ставки на спорт – абсолютно иной уровень, да и случайного везения здесь не бывает, не зря маргиналы-халявщики быстро отсеиваются. Здесь концентрируются люди с достатком, семьей и работой. Спортивный прогноз для них – это не способ “поддержки штанов”, а драйв, выход из надоевшей офисной или иной рабочей рутины, снятие затяжного стресса, дополнительная острота ощущений в ходе наблюдения за матчем.
И здесь следует обратить внимание, что классический стереотип о беттинге стал результатом длительной стигматизации обществом.
Когда вы слышите словосочетание “азартный человек”, воображение мгновенно рисует образ пьяницы-неудачника, способного спустить все свои кровные в карты или рулетку.
И хотя такой образ маргинала не имеет абсолютно ничего общего с занятием спортивным прогнозом, он психологически давит на большинство игроков БК. По этой причине спортивные ставки у нас чаще всего делают втайне от друзей и близких. Как показывает опрос, не менее 70 процентов от всех любителей беттинга скрывают свое увлечение от родных. При этом большинство (72–75 процентов) делают более одной ставки в неделю, а из этого числа 80 процентов делают онлайн до трех ставок в день. Более 70 процентов всех ставок делаются в режиме LIVE – то есть непосредственно в ходе матча или поединка, когда результат своей ставки вы узнаете сразу.
После 2020 года, когда разразилась пандемия, в Казахстане осталось совсем немного людей, которые предпочитают делать ставки в стационарных пунктах приема ставок. Способствовало этому и то, что такие пункты переехали в игорные зоны Бурабая и Капшагая (ныне города Конаев). Теперь беттинг в Казахстане – это главным образом явление онлайн-мира. Достаточно сказать, что примерно 80 процентов ставок бетторы совершают с помощью мобильных устройств, используя специальные приложения или мобильную версию сайта.
О стереотипах
И о главном. Что для казахстанских любителей беттинга спортивные ставки? Из составленного социального портрета видно, что это точно не воспринимается как заработок. Для подавляющего большинства прогнозистов главная цель ставок на спорт – не перспектива обрести золотые горы, а желание удовлетворить жажду острых ощущений. Тот самый драйв.
73 процента опрошенных заявили, что беттинг приносит им ни с чем не сравнимые эмоции.
63 процента отметили, что они заядлые болельщики и со ставками на определенный исход им интереснее смотреть игру.
55 процентов говорят, что получают удовольствие от ставок на спорт, когда их предположение оказывается верным.
54 процента, говоря о выигрыше, отметили, что беттинг лучше, чем казино или лотереи, потому что здесь выигрыш зависит от тебя.
И какой же здесь азарт? Какая игромания? Какие разоренные семьи и пьяницы-маргиналы?
Не пора ли нам уже пересмотреть сложившиеся общественные стереотипы?
Алексей ИКОННИКОВ, АЛМАТЫ