Спасите наши пенсии

– Три года назад, после объединения частных пенсионных фондов в один государственный “потерялось” почти 95 миллиардов тенге. Теперь еще 5 миллиардов тенге на незаконных инвестициях в сомнительную компанию. Еще одна новость – почти 3 миллиарда тенге лежали на счетах в Казинвестбанке. Еще сколько-то денег вложено в строительство объектов ЭКСПО, которые рушатся. Торговый центр на территории выставки ЭКСПО тоже построен на пенсионные средства. Вполне естественно, что люди переживают, на что они будут жить в старости, – подсчитывает упущенную прибыль ЕНПФ экономист Мухтар ТАЙЖАН.

По мнению эксперта, лучшее, что может сделать финрегулятор в сложившейся ситуации, – это вернуть управление пенсионными активами в конкурентную среду.

– У нас до объединения всех пенсионных фондов в ЕНПФ была правильная пенсионная система. Фонды конкурировали между собой, вели свою деятельность открыто и прозрачно, – уверен Мухтар Тайжан.

В то же время мажилисмен Айкын КОНУРОВ убежден, что от передачи активов из одного пенсионного фонда в другой рядовые казахстанцы ничего не выиграют.

– Во все времена функционирования пенсионных фондов их доходность не была выше 6–8 процентов годовых. Зато у топ-менеджеров были шикарные офисы и солидные зарплаты. На мой взгляд, было бы гораздо честнее раздать пенсионные накопления казахстанцам, чтобы они самостоятельно клали их на депозиты в коммерческих банках без права снятия до наступления пенсионного возраста, – говорит депутат.

За сохранность денег, по мнению мажилисмена, можно не беспокоиться – почти 90 процентов вкладчиков ЕНПФ имеют на счетах менее 10 миллионов тенге, а такие вклады защищены от любых банковских дефолтов государством.

В идеале же, уверен Айкын Конуров, Казахстан должен отказаться от накопительной пенсионной системы и вернуться к солидарной. Причем такой вариант реформы пенсионной системы представитель фракции “Народные коммунисты” предлагал еще в 2013 году, когда ЕНПФ только образовался и не был уличен в вольном обращении с деньгами вкладчиков. Тогда идею посчитали нецелесообразной.

АСТАНА