О кончине Бориса Тукеновича сообщил заместитель председателя президиума РОО «Совет генералов Казахстана» генерал-майор Махмут Телегусов.
- Борис Керимбаев был самым знаменитым ветераном афганской войны, командиром 177-го отряда специального назначения, - говорит Телегусов. - Был полковником в отставке. Умер сегодня утром в 8.25 в госпитале Алматы. Прозвище Кара-майор он получил, будучи командиром второго "мусульманского" батальона, а привязалось оно на всю жизнь.
Год назад "Караван" публиковал большой материал, посвященный полковнику запаса, первому командиру отважного “Мусульманского батальона” Борису Тукеновичу КЕРИМБАЕВУ, который прошел кровавыми тропами афганской войны и за голову которого Ахмад Шах Масуд предлагал миллион долларов.
Даже в 70 лет легендарный Кара-майор, несмотря ни на что, был по-прежнему в боевом строю.
Его хрипловатый голос воины-афганцы узнавали не то чтобы с первой ноты – с первого вздоха. Крепкое слово, брошенное Батей по какому-либо важному поводу, отрезвляет мгновенно, не дает раскисать.
Выстояв в свое время (1981–1984 годы) перед натиском моджахедов и победив вчистую “панджшерского льва” (именно так любил называть себя известный полевой командир Ахмад Шах Масуд), прирожденный войсковой разведчик Борис Керимбаев, вернувшись на Родину, продолжал обучать военному делу наших солдат и офицеров.
Да так умело это делал, что все его ученики и задачи выполняли сложные в горячих точках, и в живых оставались. А еще по службе продвигались стремительно благодаря несгибаемой керимбаевской школе побеждать во что бы то ни стало.
Экс-министр обороны генерал-полковник Сакен ЖАСУЗАКОВ тому подтверждение. Именно он тогда в Афгане был начальником разведки в отряде Кара-майора и многому у него научился. Как правильно ориентироваться ночью в горах и видеть в ущелье, как днем. Как чувствовать и предвидеть, где именно притаился враг и откуда ждать нападения. Когда подниматься в атаку и как растворяться среди камней после выполнения очередной спецоперации...
– Нашего Батю знают и уважают в каждой семье, где слова “Родина”, “долг”, “бача”, “шурави” не пустой звук, – утверждает Мурат АБДУШКУРОВ. – Он не легенда, а реальный настоящий патриот Казахстана, истинный командир, по-отечески заботящийся о своих подчиненных.
По словам сослуживцев Бориса Керимбаев, благодаря его личной храбрости и отваге, командирскому чутью и мудрости были спасены многие десятки жизней молодых солдат, отправленных в Афган. Батяня-комбат не просто вел их в бой напролом, на авось, а рассчитывал, знал, как правильно действовать в сложной обстановке вечно “стреляющих гор”. Напомню, 177-й отдельный отряд особого назначения Главного разведывательного управления был сформирован в Казахстане осенью 1981 года.
– Москву в то время абсолютно не интересовало, как организован быт солдат и офицеров, мерзнем мы в палатках под Капчагаем или нет, – вспоминал первый командир “Мусульманского батальона” Борис Керимбаев. – У нас тогда была реальная полевая жизнь и боевая учеба. Голодно, холодно нам или, наоборот, очень комфортно, никого не интересовало. Важен был результат. Война в Афганистане набирала обороты. Мы понимали обстановку, не жаловались и не ныли. Терпели и серьезно готовились.
Конец хозяина Панджшера
Через час после прибытия в Афганистан отряду Керимбаева практически с ходу пришлось вступить в бой. Воевали всю зиму. Организовывали диверсии, налеты на душманские караваны, проводили засады, дерзкие рейды по тылам, неожиданные штурмы стратегически выгодных высот.
– “Тебе, Керимбаев, надо хотя бы месяц простоять и не дать “духам” в Панджшере хозяйничать”, – такую задачу нам поставил маршал Соколов, который в то время возглавлял Оперативную группу, – вспоминал Борис Тукенович. – Удержать Панджшерское ущелье необходимо было любой ценой. Недалеко от выхода начинался знаменитый перевал Саланг – “Горло Кабула”, через который проходила трасса Хайратон – Кабул. Именно эта дорога являлась основной магистралью для автоколонн, доставлявших из СССР в Афганистан грузы военного и гражданского назначения.
Вместо 30 дней 177-й отдельный отряд продержался в Панджшере 8 месяцев. Ахмад Шах Масуд, поклявшийся “зажарить” здесь последнего советского солдата через месяц, не сдержал клятву.
Наш Батя вместе со своими верными бойцами численностью в 600 человек переиграл полевого командира, который со своей многотысячной армией вооруженных до зубов боевиков был вынужден отступить.
Все пацаны, погибшие на войне, – герои
Без сомнения, Борис Керимбаев – народный герой. Очень жаль, что на государственном уровне это звание – “Халык Кахарманы”, несмотря на многолетнее ходатайство ветеранов и различных общественных объединений, все никак не могут присвоить достойному офицеру, который сам никогда и ничего не просил.
Такая иллюстрация уже рапространяется по социальным сетям.
– Все пацаны, погибшие на войне, – герои. И какая разница, при каких обстоятельствах погиб солдат или офицер. Он герой, и точка! – сказал в интервью “КАРАВАНУ” годичной давности Борис Тукенович. – Мы не просто воевали, мы служили интересам Родины, какие бы она приказы ни отдавала. Мы проживали лучшие годы на этой войне. И это правда. Сегодня я склоняю голову перед теми, кто был со мной там, за речкой, кто шел вперед, никогда не сдавался и не предавал интересов Родины. Спасибо, что честно выполняли все мои приказы даже ценой собственной жизни.
АЛМАТЫ