Спасение застревающих – дело рук профессионалов!

Корреспонденты нашего издания отдежурили ночную смену с работниками “Алматылифта”, пытаясь разобраться в тонкостях взаимоотношений людей и техники.

Вообще-то мизантропию – нелюбовь к людям – обычно приписывают представителям малопопулярных профессий, таких, например, как агенты похоронных бюро и патологоанатомы. Принято считать, что эти специалисты сталкиваются с человечеством в его самом неприглядном виде. Возможно, так оно и есть. Но, может быть, общественное мнение просто приписывает работникам столь мрачных ремесел не менее мрачные взгляды на окружающих.

В реальности же разочарование в человечестве больше свойственно людям, которым по долгу службы необходимо быть отзывчивыми. Например, врачам скорой помощи, полицейским и… лифтерам.

– Нередко первое, что я слышу, когда ко мне ночью поступает вызов от застрявших в лифте людей, – оскорбления, – рассказывает диспетчер “Алматылифта” Лариса Казаченко. – Понятно, что, попав в непривычную или неудобную ситуацию, человек может растеряться, испугаться. И свой страх начинает вымещать на том, кто первым, так сказать, под руку подвернется, – на диспетчере. Нередко и ремонтникам приходится терпеть от вызволенных пассажиров и хамство, и брань. Самое обидное, что потом, придя в себя, никто и не подумает извиниться. Всего несколько раз за свою работу я получала звонки с благодарностями и извинениями: спасибо вам, извините, что нагрубил, когда лифт застрял…

Лифтером стать сложней, чем космонавтом!

Вызовы на центральный пульт “Алматылифта” диспетчеры получают только ночью. Днем на участке работает штатный вахтер, который и принимает сигналы из застрявших лифтов. Он же вызволяет пассажиров злополучного подъемника и устраняет неисправности механизма. На его пульте при любой аварийной остановке лифта загорается лампочка. Таким образом, даже без связи с кабиной лифтер может понять, в каком из вверенных его заботам лифтов случилась неполадка.

Ночью участковые лифтеры не работают – по соображениям личной безопасности. Большинство сотрудников – женщины, и были случаи нападения на работников, спешивших на выручку гражданам в остановившемся лифте.

Так что после наступления темноты бремя спасения граждан из тисков “механизма повышенной опасности”, коим является лифт, ложится на аварийные бригады. Их задача – спасать все тех же граждан, которым “повезло” прокатиться в аварийном лифте, находить неисправности. Ремонтом занимается уже механик, за которым закреплен лифт.

Попасть на работу в аварийную бригаду не так просто. Отбор почти такой же строгий, как летчиков-истребителей в отряд космонавтов. Это не преувеличение. Для начала претендент должен отработать несколько лет мастером на участке. Само собой разумеется, что и мастером не сразу становятся – несколько месяцев подмастерье носит за состоявшимся специалистом-наставником инструменты и наблюдает за работой мэтра. Кстати, лифтер должен уметь не только быстро ремонтировать механизмы, но и оказывать первую медицинскую помощь. У него не должно быть расстройств вестибулярного аппарата (орган, отвечающий за координацию тела в пространстве) и клаустрофобии (боязнь замкнутого пространства). Ведь ремонтникам приходится работать в высоких лифтовых шахтах.

За годы работы участковым лифтером мастер должен досконально изучить конструкции лифтов. Потому что на ночных дежурствах в аварийной бригаде времени для обстоятельного изучения чертежей не будет. Там приходится быстро отыскивать неисправности и так же быстро их устранять. Не лишним окажется умение разбираться в электронной технике – лифты последних выпусков оснащены сложной аппаратурой управления и контроля.

Падение в бездну– просто трюк!

В ночное дежурство мы выехали с Кайратом Шагайбаевым и Михаилом Ансаровым. Оба уже не первый год работают в аварийной бригаде.

Первый вопрос был из разряда “все, что хотели знать, но спросить было не у кого”: насколько правдоподобна распространенная в голливудских фильмах сцена – падающий в шахту лифт? Это когда падение предваряет жестокая схватка, в ходе которой герои и антигерои без жалости разрушают сам лифт и перерубают стальные тросы, держащие кабину, словно веревки. И лифт с визжащими от страха актерами стремительно несется в бездну…

– Нет, такого быть не может, – рассмеялся Кайрат. – Все лифты снабжены системой, которая блокирует движение кабины, как только ее скорость сильно изменится, даже если повреждены тросы. Кстати, многие именно поэтому так и пугаются аварии лифта. Голливудских фильмов насмотрелись, и им кажется, что сейчас кабина ка-а-ак ухнет вниз… Поэтому и кричат так истошно, когда вызывают помощь: дескать, делайте хоть что-нибудь, погибаем!

Справедливости ради надо сказать, что все-таки бывают случаи, хотя и чрезвычайно редко, когда система безопасности срабатывает не так, как задумывалось: тормозит лифт не сразу. Чтобы этого избежать, за механизмом нужно тщательно следить и заменять его по мере старения. По ГОСТу срок службы лифта – не более 25 лет.

Кому лифт спать мешает?

Впрочем, по словам Кайрата и Михаила, пользователи лифта умудряются вытворять трюки ничуть не менее забавные, чем изобретатель системы безопасности.

– Однажды мы выехали по вызову: кабина лифта заблокирована, не двигается с места. Приехали и обомлели: в лифте спокойно жевал сено… баран, – рассказывает Михаил. – Да-да, кто-то из жильцов на ночь устраивал привезенную из села живность в лифт. Причем самое удивительное – дом-то из недавно построенных был, престижный.

– Был еще такой случай, – подхватывает Кайрат. – Вызволили как-то из лифта десять человек. Лифт из-за них и остановился – перегруз, он-то только на восемь человек рассчитан был. Вытащили мы их, едва отъехали – вызов: тот же лифт в том же доме. Опять вытащили. Только тронулись – снова тот же лифт застрял. Спрашиваем у пассажиров: что же вы так в лифт набиваетесь, что он останавливается, не видите, что ли, что в правилах написано?! Они в ответ: так у нас же свадьба!

Иногда лифт перестает функционировать, потому что… мешает бомжам спать. Бродяги забираются в лифтовые технические помещения на чердаках, чтобы согреться. Спать рядом с электромотором лифта теплее, чем на улице, но периодически включающийся двигатель, видимо, не дает бомжам заснуть. И они просто выключают лифт. Но как бродяги узнают, как именно можно отключить механизм подъемника?..

– А они вообще неплохо разбираются в коммуникациях – теплосетях, канализации и техническом оснащении и конструкциях домов, – говорит Михаил. – Благодаря этим знаниям и выживают. Поэтому все подсобные и технические помещения необходимо держать под надежным замком.

От лифта!

К несознательным гражданам, которые нарушают правила пользования лифтом, Кайрат и Михаил относятся крайне отрицательно. Еще и потому, что эти граждане всю вину за поломки лифтов перекладывают потом на работников аварийных бригад.

– Приезжаешь, вызволяешь, так чуть ли не с кулаками бросаются – что же вы ехали так долго? Часто выговаривают: что это у вас лифты так часто ломаются?! А лифты-то не у нас, а как раз у них, у жильцов, ломаются. Ведь лифт не нам принадлежит, мы только чрезвычайные ситуации устраняем. А механизм у них в аварийном состоянии, потому что изношен давно, а их КСК этим не занимается. И едем мы как можно быстрее, но иногда в пробки попадаем, которых и вечером хватает, – объясняет Кайрат.

Свои профессиональные секреты лифтеры хранят, как средневековые ремесленники. Но не для того, чтобы не узнали конкуренты. Тайны вызволения пассажиров из лифта оберегаются от излишнего внимания обычных граждан. Дабы последние не попытались потом на практике собственноручно кого-нибудь вызволить. Ибо самодеятельная спасательная активность очень часто заканчивается плачевно.

– Это не тот случай, когда спасение попавших в беду – дело рук самих неудачников, – говорит Кайрат. – Какие-либо работы с лифтом, в том числе и спасательные, должны проводить только специалисты, потому что это очень сложный механизм. От обычных граждан требуется только одно – лифт не ломать: не прыгать в нем, не поджигать кнопки, не пытаться раздвигать двери во время движения, не пинать двери. Это их вклад в собственную безопасность, остальное сделаем мы.

* * *

Изобретатель безопасного лифта Элайш Отис еще в 1854 году демонстрировал надежность своей системы блокировки с помощью рекламного трюка. Изобретатель во фраке и цилиндре взбирался на платформу, которая двигалась между двумя опорами. Когда платформа поднималась на значительную высоту, помощник обрубал с помощью меча ее трос. Платформа летела было вниз, но специальная пружина резко останавливала ее падение. Элайш Отис снимал цилиндр и раскланивался перед пораженными зрителями.

Филипп ПРОКУДИН, Руслан ПРЯНИКОВ (фото)