При этом областью приложения каждого нормального психолога остается все-таки человек…
Где логика?
Преподаватели вузов, практикующие психологи слегка шокированы: в стандартах допущены фактические и логические ошибки. Одно то, что типовые программы не стыкуются со стандартами, навевает грустные мысли. Возникает естественный вопрос: чем и как учить студентов? Самым непонятным и странным фактом нового веяния стала практическая зоопсихология. Эту дисциплину и раньше изучали, но не в таком объеме, как предлагают новые стандарты. 180 часов учебного времени отвели чиновники на "зоо". Тогда как раньше студенты очного отделения проходили курс за 100 часов и сдавали по данному предмету зачет. Теперь количество часов увеличилось вдвое, и сдавать студенты будут экзамен. Кроме того, в стандартах говорится о таком предмете как зоосравнительная психология. И все правильно, если и изучать этот предмет, то только ради сравнения. Однако в типовой программе нет ни слова о сравнении, там прописана только зоопсихология
Специалисты говорят, что это более чем странно: частные вопросы в новых стандартах вынесены как основные, зато некоторые основные вопросы психологии вообще отсутствуют.
Особую тревогу у преподавателей казахстанских вузов вызывает обучение студентов на казахском языке. Очевидцы, державшие в руках стандарты и новые программы утверждают, что для отделения с казахским языком обучения сделан подстрочный перевод русских текстов, причем не самый хороший. Откуда же потом возьмутся хорошие психологи, непонятно?!
Вызывает недоумение и некоторая перестановка предметов. Раньше введение в специальность (изучение этического кодекса психолога) предлагалось на первом курсе. Теперь студенты - психологи будут рассматривать собственное соответствие этическому кодексу только на третьем курсе. (Что они будут делать, если обнаружат профнепригодность, неизвестно). Такие предметы как социология и история психологии "переехали" вообще куда подальше - аж на пятый курс. Хотя исторически сложилось в высшем образовании на первых курсах получать общее образование, а на последних курсах - специализацию.
Что еще? Еще в типовых программах имеется некий хаос, который хорошенько затуманит мозги не только студентам, но уже тяжело переживается теми, кто может отличить теорию личности в психологии от психологии личности. Так в дисциплине, которая так и звучит "Теория личности" стандарты почему-то рекомендуют изучать условия формирования личности, то есть психологию личности. А в предмете "Психология личности" подробненько говорится о теориях.
Небезынтересным, то есть мало понятным, остается в стандартных программах вопрос с практикумом по психологии. Он запланирован начаться на втором курсе. При этом чиновники от образования забыли уточнить о практикуме какой дисциплины идет речь? У нас есть социальная психология, педагогическая. Но сама по себе неопределенность - не самое страшное в данном практикуме. Полным абсурдом выглядит то, что в практикуме предлагаются конкретные методики из тех областей психологии, о которых студенты на втором курсе не имеют никакого понятия. Иначе говоря, студентам нового поколения изначально предлагается пройти практически методики, а затем изучить их теоретически. Преподаватели читают, что такое обучение психологии поставлено с ног на голову.
Студент - это рыба на крючке?
Мнение студентов "нового созыва", которые уже начали обучаться по спущенным программам, словами не передать (там слишком много эмоций). Молодежь удручает то, что за всю эту откровенную галиматью приходится платить, образование-то у нас платное. При этом мнение студентов не прописано ни в одном из договоров с вузами. Обещанные гибкие планы обучения, корректировка по ходу получения образования - такая далекая перспектива, до которой вообще можно не дожить. При этом, студенты являются главными денежными носителями любого учебного заведения, но распорядиться своими деньгами как капиталом и вложить их в качественные знания - они не могут! Нет у них такого права. Вот такая хитрая ловушка для студентов психологических факультетов. И хотя последние намерены сесть за круглый стол переговоров с деканами своих факультетов, вряд ли делу можно будет помочь одним только анализом обучающих программ, сделанных "снизу". Надо еще чтобы кто-то "сверху" захотел их изменить. А изменение образовательных стандартов в стране - дело трудное, малоэффективное. Тем не менее, студенты, особенно платные, серьезно вынашивают свой протест. Платить большие деньги за "мертвые" знания по ихитопсихологии, они не собираются.
Психолог - это кто?
Самое ужасное в этой неразберихе то, что чиновники уже начали проверять вузы на предмет их готовности работы по новым стандартам и новым программам. Педагоги говорят, что они вынуждены писать правильные планы для отчета, а преподавать студентам что-то более полезное, чем психология рыб.
Почему стала возможна такая странная ситуация вообще? На первой конференции психологов, которая состоялась летом этого года, этот вопрос обсуждался. Оказывается, в Казахстане до сих пор нет четкого определения - кто такой практический психолог? А если нет формулировки, нет расписанных должностных обязанностей, то пардон, как его можно подготовить? Исходя из каких ориентиров? Кстати, в реестре профессий нашей республики, практический психолог тоже не значится. Есть аморфное определения - психолог. Но кто он такой и чем он должен заниматься - никто толком не знает.
Студенты - психологи университета "Кайнар" в целях изучения потребительской культуры населения, провели мини-исследование на тему: "Как вы думаете, чем занимаются психологи? Что они делают как специалисты?" Ответы были просто сказочными. По мнению алматинцев психологи лечат, дают советы, решают проблемы, определяют нормальность других людей, сочувствуют утешают, вводят в гипноз, снимают стресс, выводят из кризисов и депрессии, кодируют и наконец - просто слушают! Все выше перечисленные функции психологов далеки от истины и являются не более чем мифами, некими шаблонами, которые достаточно прочно сидят в головах людей. Увы, в них нет места настоящей психологии - той самой которая является добрым участником в жизни человека и помогает каждому, кто захочет(!) выработать более глубокое понимание жизненных ситуаций.
На конференции, увы, увы, также стало очевидно, что среди самих психологов нет единого мнения по поводу того, кто они есть суть такие? Одни склонны подмять психологию под медиков и обязать их лечить людей. Другие склонны увести психологи. В чистой воды педагогику, и тогда психологи будут заниматься воспитанием личности. Однако, настроенные на педагогику товарищи забывают, что истинное призвание педагоги - подвести человека под стандарт. В педагогике дважды два - всегда четыре. У психологии же совсем другие задачи. Она пытается увести человека от стандарта к его личной индивидуальности и в психологии дважды два будет столько, сколько скажет человек! Потому что в психологии - возможно все!
Чем сердце успокоится
Рынок психологических услуг в Казахстане стал формироваться только в 1996 году. Теоретическая психология и практическая существовали и раньше, однако психология как широкая, повседневная услуга для населения - отсутствовала. Поэтому у психологии "массового пошиба" пока нет своего культурного, знающего потребителя. Когда-то те же самые трудности переживала наша медицина. Люди не знали, что такое пучок Гисса и где он находится?! Сегодня, если у человека болит горло, он без чужой помощи знает, что ему надо идти к лору, а не к кардиологу. А вот если у человека болит душа, или плохой характер или ему просто плохо - он не знает, куда ему идти, потому что нет традиции лечения личностных проблем. С ними всю жизнь справлялись в одиночку и кто как мог: кто банькой лечился, кто водкой, кто новыми друзьями или душевными разговорами на кухне. Сегодня старые методы не действуют, потому что уровень загрязнения психики стал опережать ее степень очищения "традиционными" способами. Известный психоаналитик из Санкт-Петербурга господин Решетников, один из первых в Союзе написавший книгу об аутотренинге, на последнем фестивале психологов, который проходил этой осенью в южной столице Казахстана, заявил, что в ближайшие двадцать лет депрессивный эпизод переживет каждый человек! А это значит, каждому из нас понадобится квалифицированная помощь… психолога. Какого? Надеюсь, мы успеем с этим определиться. В конце концов - это нужно нам так же, как знание о пучке Гиса (который кстати, находится в сердце).