СПАРТАнцы не сдаются!

– Поздравляем с выходом в высшую лигу! Сложной была битва?

Максим: Спасибо! Да, игра была непростой. Десять дней в напряжении, перелет, долгий путь на автобусе утомили ребят. Поэтому, как видите, на интервью подошли не все (отсутствовали Дидар ДЖЕКСЕКОВ и Артем ПРИМАК).

Данияр: В Сочи всегда высокая конкуренция. Из 470 команд мы стали вторыми и вошли в двадцатку, которая будет играть в высшей лиге.

Олжас: Уступили “Детективному агентству “Лунный Свет” полбалла. Почти всю игру шли на равных. На приветствии отстали от них на один балл. Зато выиграли “биатлон”. А домашнее задание оценили одинаково. Приветствие оценивается выше, чем “биатлон”, поэтому отстали.

Максим: Вообще, думаю, что на успех в этой игре повлияло удачное выступление ребят на фестивале “Голосящий КиВиН-2013” минувшим летом. На этот фестиваль команды приглашаются, а мы рискнули явиться сами на свой страх и риск. Оказалось, не зря. Сценарий был одобрен Масляковым. И ребята обошли многие сильные команды.

– Расскажите, какими судьбами вас затянуло в КВН?

Алмас: Мы все – астанинские ребята, играли каждый в своей школе друг против друга. А пять лет назад попали в лигу “Жастар”. Ездили в Сочи, правда, мест тогда не занимали. Когда поступили в университеты, на какое-то время оставили КВН. Потом собрались вновь – уже в команде “Спарта”.

– Почему выбрали такое название?

Данияр: Хотелось вложить смысл: несмотря ни на что прорвемся, как спартанцы. И кто следит за играми нашей команды, тот увидит аналогию с 300 героями-спартанцами.

Алмас: Наши успехи были не спонтанными, мы росли постепенно, были чемпионами межрегиональной лиги КВН “Астана”, полуфиналистами первой лиги КВН. Нас, кстати, тоже немного – всего семь человек.

Максим: “Спарта” сегодня – это семь героев, которых не скинули со скалы.

– Судя по названию, коллективу быть всегда чисто мужским…

Данияр: Да, девушек брать мы не планируем. У нас мужской юмор. И даже девиз, с которого начинаем свои выступления звучит: “Спарта – с мужским характером!”.

– Какие преграды приходится преодолевать?

Бауржан: Однажды мы действительно отстаивали победу, как спартанцы. В первой лиге произошел форс-мажор: Данияру стало плохо после трех бессонных ночей, он потерял сознание перед выступлением. Три ночи переписывали сценарий, который нам возвращали дважды. Так хотели выиграть. Одобрили его, наконец, за день до выступления.

Данияр: Врачи скорой помощи помогли, конечно. За команду я играл, но вот на музыкальный номер не вышел, еще плохо себя чувствовал.

Алмас: Добираемся мы, используя все виды транспорта, кроме теплохода и оленей. Приходится иногда по три дня в “Газели” ехать. Почти всегда – за свои деньги, так как все три года у нас нет спонсоров. Зато это даже рождает какую-то спортивную злость: доказать всем, кто в нас не верил, что мы смогли.

– Как находите выход из ситуации?

Максим: По-разному. Бывает, сами зарабатываем – где-то выступая, где-то написав сценарий. Порой скидываемся. Спонсоры, если появляются, то непостоянные и некрупные. Поддержка, конечно, нужна. Игра в Москве – это другой уровень, и затраты, соответственно, тоже.

Олжас: Вспомнил случай, когда мы оказались буквально на мели. Это было во время игры в Москве в 2011 году, когда мы стали вице-чемпионами центральной лиги Москвы и Подмосковья. Добрались мы сами, а вот на проживание средств не осталось. Хорошо что в МГУ учились знакомые ребята из Казахстана и жили в общежитии. Они нашли нам пропуска ребят-казахов, более-менее похожих на нас. Правда, мне попался пропуск с фото даже отдаленно не напоминающее мою внешность. На наше счастье на вахте сидела бабушка со слабым зрением. Для нее все азиаты – на одно лицо. Мы ей подаем пропуска, она посмотрела и сказала: “Проходите!”. Жили всей командой в комнатке площадью в три квадратных метра.

– Как бы вы могли охарактеризовать свой юмор?

Данияр: Мы не шутим о политике, национальных традициях и гендерном равенстве. Казахи уже 12 лет играют в КВН, так что темы о Таможенном союзе, нефти и казахском менталитете звучали не раз. Нужно брать чем-то новым. Сценарии пишем сами.

Максим: Вообще, КВН несет в себе и воспитательную функцию – он против наркотиков, курения. Если в “Камеди” могут и спошлить, то в КВН такое непозволительно. Это своего рода спектакль, игра с мыслью, которая требует логического завершения.

– С географией юмор не меняется?

Данияр: И этот фактор тоже присутствует. Например, шутку “Поросята в Казахстане живут долго и счастливо” поймет казахстанец, но украинца, не так близко знакомого с нашей культурой, она ничем не зацепит. Также в Москве не прокатит новость, что “Кайрат Нуртас и Айкын написали совместную песню: “Ауырмайды пах-пах, ауырмайды”.

– На сцене часто импровизируете?

Алмас: Вообще, импровизация – вещь небезопасная и, честно сказать, не приветствуется. Шутить на ходу могут позволить себе лишь мэтры юмора.

Данияр: Проявить остроумие можно при разминке. Каким бы опытным ни был кавээнщик, гарантия успешного выступления – это тщательная подготовка, постоянные репетиции.

– У вас есть какие-то приметы, чтобы выступление было удачным?

Бауржан: У нас традиция – за две минуты до начала собираемся толпой и мысленно поддерживаем друг друга. Такая энергия ощущается: мы – вместе!

Алмас: Общая идея сильно сближает. Приедем домой после игр, где дней десять живем вместе и прощаемся: все, мол, пора друг от друга отдохнуть. Но на следующий день звоним и узнаем: кто, где и как, чем занят.

– КВН сильно затягивает?

Данияр: Очень. Мы не представляли себе, чем бы занимались весь 2014 год, если бы не прошли в высшую лигу.

Алмас: КВН – это не увлечение, не хобби, это уже образ жизни. Два года назад я женился и на какое-то время отошел от КВН. Потом признался жене: не могу без игры.

Бауржан: И любовь эта требует жертв (смеется). У нашего игрока Дидара 7 сентября была свадьба. Мы отпраздновали, а 8-го утром вылетели на полуфинал в Киев. И он оставил жену, сватов, всех родственников, гостей. И медового месяца не было.

Данияр: А я сам из-за КВН не сдал дипломный спектакль, когда оканчивал университет, где учился на специальности “Актер театра и кино”.

– Какие команды оцениваете как главных соперников?

Бауржан: В принципе, мы знаем все команды по потенциалу. Со многими из них очень хорошо общаемся, дружим. С “Саратовом”, “Азией микс”, со сборной Дагестана, “Детективным агентством”, “Далласом”.

Максим: В высшей лиге априори не может быть слабых команд, “Первый российский телеканал” их просто не пропустит. Есть всем знакомые команды: “Союз”, “Сборная Физтеха”, “Азия микс”… А есть такие, как “Спарта”, “Молодость” из Красноярска, “СУРА” из Пензы. Они, может, пока не столь известны, но с большим потенциалом.

Олжас: Никогда не надо недооценивать противника, это самая коварная опасность в игре. Бывает, в прошлый раз они показали себя слабо, а в этот неожиданно выдали так, что обошли всех. Но, как бы там ни было, спартанцы не сдаются!