Те же российские спамеры не знают меры, и могут заваливать мегабайтными вордовскими файлами, да еще с макровирусами, в то время как их зарубежные коллеги в подавляющем большинстве шлют короткие письма со ссылкой.
Плодить спамеров - основное занятие многих джоб-ресурсов. Которые и сами спамятся предложениями-вакансиями для …спамеров. Вроде такого: "Ищу человека, который будет рекламировать нашу компанию. Цена по договоренности".
Частенько (и, на мой взгляд, вполне оправданно, если учитывать нынешние объемы спама) провайдеры и владельцы сетей относят к спаму практически всю почту, которую не запрашивал получатель.
Но эксперты, изучив все существующие виды и категории спама, приходят к выводу, что таким образом можно потерять и настоящую деловую почту. И они тоже правы, потому что при фильтрации спама главное - не навредить получателю почты.
Определяемся!
То есть, для начала - даем наиболее точное определение спама. Например, спам - это анонимная массовая незапрошенная рассылка.
А теперь расшифруем подробнее:
Анонимность: чаще всего пользователи страдают от автоматических рассылок, со скрытым или фальсифицированным обратным адресом. В настоящее время практически не существует спамеров, которые не скрывали бы своего адреса и места рассылки.
Массовость: именно масштабы рассылки являются настоящим бизнесом для спамеров и нешуточной головной болью для пользователей. Небольшая рассылка с шутливым рассказом или фотографиями, может называться и/или являться нежелательной почтой, но не спамом.
Непрошенность: естественно, что подписные рассылки и конференции не должны попадать в категорию "спама" (хотя условие анонимности и так в значительной мере это гарантирует).
Иные эксперты полагают, что в определение спама часто, но незаслуженно включают словосочетания "рекламная рассылка" или "коммерческое предложение".
А ведь определенная часть спама не преследует рекламных или коммерческих целей. Существуют рассылки политического и агитационного спама, есть также "благотворительные" спамерские письма (призывающие помочь каким-нибудь несчастным).
Отдельную категорию составляют мошеннические письма (так называемые нигерийские письма с предложениями обналичить большую сумму денег или вовлекающие в финансовые пирамиды), а также письма, направленные на кражу паролей и номеров кредитных карт ("фишинг").
Еще бывают так называемые "цепочечные письма", то есть письма с просьбой переслать их знакомым ("страшилки", "письма счастья") и т. п.
Есть также вирусные письма, содержащие завлекательный текст и вирусы под видом игрушек, картинок, программ ("Как заработать первый миллион", "Самые красивые девушки мира", "С Новым годом!" и т. п.). Все эти письма, как правило, нельзя отнести к рекламе, хотя они являются очевидным спамом.
Изучаем
Как плодятся спамеры:
Очень просто, не успеешь попасть в инет, как тебя вербуют обещаниями легких и безболезненных колоссальных прибылей - если рассылкой станешь заниматься. То есть, в большинстве случаев - спамом.
Кто в них нуждается:
Работодатели, которые таким образом ищут своих клиентов и провайдеры, оплачиваемый трафик которых таким образом увеличивается постоянно.
В подавляющем большинстве СПАМ используется для:
Рекламы товара
Послания такого рода расхваливают какой-нибудь реальный товар и указываются ссылки на сайт, на котором можно подробнее с товаром ознакомиться и приобрести, или номер телефона, по которому товар можно заказать.
Сбора информации
Под видом опроса или заказа предлагают заполнить анкету и отослать данные по указанному адресу.
Раскрутки сайта
Информация может быть разнообразной, но, в основном, рекламируется что-то очень хорошее и/или бесплатное. Ссылка же ведет на сайт, который совершенно не имеет отношения к этой информации. Но рейтинг сайта повышается за счет обманутых посетителей. Иногда послание может быть совершенно пустым, а страница со счетчиком программно открывается в новом окне.
Платных звонков
Рекламируется товар и указывается номер телефона. Позвонив, вы услышите автоответчик, а потом вам же придет счет за соединение.
Рекламы денежных пирамид
Кто-то обещает баснословные барыши, но сначала требуется выслать какую-то небольшую сумму по указанному адресу.
Засылки троянов
Троян собирает необходимую информацию с вашего компьютера (пароли, номера телефонов провайдера и пр.) и отсылает ее обратно отправителю.
Прочего
Засылаются вирусы или еще что-нибудь просто ради баловства. Или вполне целенаправленно раскручивается так называемый, "политический спам". Например, религиозного содержания или как инструмент черного PR. В той же России случаи рассылки спама в целях компрометации компании-конкурента, политической организации или некого публичного лица отмечены неоднократно. Черный PR с использованием спама активизируется в периоды предвыборных компаний: пользователям-избирателям от имени одного из кандидатов или партийной организации рассылается спам, содержание которого негативное влияет на его имидж. Сюда же можно отнести спам экстремистского толка.
У спамера есть много методов узнать ваш адрес электронной почты, чтобы потом производить по нему рассылки.
Масса программ собирает адреса людей, пишущих письма в телеконференции и группы новостей. Такая программка способна собрать за час тысячи адресов и создать из них базу данных для дальнейшей рассылки.
Некоторые из спамеров в своих рассылках предлагают приобрести за жалкие несколько долларов компакт-диск с аналогичной информацией. Еще один более дедовский, но вполне действенный метод заключается в том, что спамеры просматривают различные периодические издания, откуда извлекают адреса электронной почты фирм, подавших объявление.
Распространенный на Западе метод сканирования ньюсгрупп у нас практически не используется.
Кто страдает в первую очередь:
Обычные пользователи, которые ничего не просили, но получили не свое и по полной.
Зачастую они просто не обращают внимания на сетевую рекламу, моментально удаляя такие сообщения из своих почтовых ящиков.
На самом деле пагубность таких рассылок заключается в том, что спамеру это практически ничего не стоит, зато дорого обходится всем остальным, как получателю спама, так и его провайдеру.
Большое количество рекламной корреспонденции может привести к излишней нагрузке на каналы и почтовые серверы провайдера, из-за чего обычная почта, которую, возможно, очень ждут получатели, будет проходить значительно медленнее.
Спамер практически ничего не платит за то, что передает почту. За все расплачивается получатель спама, оплачивающий своему провайдеру время в Сети, затрачиваемое на получение незапрошенной корреспонденции с почтового сервера.
Боремся
Как воевать со спамерами:
В принципе, есть три способа:
1. на уровне пользователя;
2. на уровне администратора локальной сети;
3. на уровне мировых договоров, протоколов, законодательств и мэйл-софта.
Итак, для начала мы, пользователи, сами должны разделить все незапрошенные сообщения, попавшие в почтовый ящик, на следующие категории:
1. спам, имеющий все признаки анонимной массовой рассылки;
2. целевые коммерческие предложения;
3. нежелательная почта.
Спам, несомненно, нужно фильтровать, а затем сохранять в особых папках или помещать в карантин, а иногда сразу удалять - согласно политике компании.
Вторую и третью категорию писем также возможно распознавать и фильтровать, но с ними нужно обращаться более осторожно. В компании могут быть разные отделы, которые хотели бы получать различные категории непрошеной почты (администраторам нужны сообщения от сервисов и антивирусов, кадровикам - приглашения на семинары).
Таким образом, системный администратор должен разработать и проводить продуманную политику обработки почты, включающую не только уничтожение спама, но маршрутизацию и хранение незапрошенной и даже нежелательной почты.
Если вы получили письмо с коммерческой рекламой, которой не жаждали, попробуйте определить, кто является провайдером спамера и направить жалобу на соответствующие технические адреса или обратитесь за помощью к своему интернет-провайдеру.
Если жалобы провайдеру спамера не дадут желаемого результата, и он будет продолжать свою деятельность, ваш провайдер может пойти на полный запрет приема почты с почтового сервера того провайдера, который поощряет действия иных чересчур ретивых пользователей.
Кстати, на Западе кое-где закреплено в законе наличие специальной типовой метки в теме сообщения, указывающей на его рекламный характер (в США, например, используют дескриптор [ADV]). Такая метка значительно облегчает задачу фильтрации нежелательных писем и позволяет пользователям быстро понять, что полученное письмо является коммерческой рекламой.
Коммерческое предложение, явно направленное на адрес получателя и с реальным обратным адресом - это не спам. Да, такое письмо может вызывать раздражение. Заметим, что его во многих случаях тоже можно распознать и отфильтровать технически, наряду со спамом.
Однако прежде чем удалять письма данных категорий, системному администратору стоит согласовать политику обработки спама с отделом маркетинга и PR. Вполне возможно, что им нужны подобные письма. Например, коммерческие сотрудники туристических фирм часто с интересом читают туристические предложения других фирм и даже спам, а организаторы семинаров и сотрудники кадровых отделов хотели бы получать все приглашения на семинары.
Известные бренды вроде Гугля тоже борются со спамом. Даже не с примитивным рассылочным, а в более широком понимании - "интернет-мусором".
У них есть так называемая песочница Sandbox (это, когда поисковик считает, что новый сайт не может иметь качественный контент и быть полезным для пользователя, пока не просуществует определенное время и не "наберет вес", поэтому на него накладывается фильтр, понижающий позиции сайта в поисковой выдаче), и фильтр именуемый Google Bombing (против злоупотребления ссылочным ранжированием с использованием одинаковых (или очень схожих) анкоров во входящий ссылках, когда веб-сайт может получить высокий ранк в выдаче по "анкорному кейворду" даже не имея в своих документах ни одного вхождения этих слов), а кроме того, Google Duplicate Content Filter (чтобы отсеять сайты, которые содержат жестокий плагиат с чужих ресурсов. Если контент уже однажды проиндексированный и хранящийся в кэше использован где-либо вторично - вторичный публикатор получает пенальти в ранжировании за его использование), Google -30, отсекающий спам на форумах, гостевухах, блогах и за неграмотное использование Java Script-редиректа.
Ну и наконец, надо помнить, что спам в современном Интернете является предосудительным занятием и в законодательстве ряда стран предусмотрены те или иные виды ответственности за подобную деятельность.
Например, в США один из крупнейших провайдеров Интернет America Online (AOL) каждый месяц выдвигает по несколько судебных исков к спамерам, которые занимаются систематической рассылкой рекламы по адресам ее клиентов.
Кстати, единственная страна, которая считает эффективным свое антиспамовое законодательство - это Австралия. Соответствующий закон там действует с 2003 года. Согласно данному нормативному акту, компании, занимающиеся рассылкой спама, могут подвергаться штрафам до 1,1 млн австралийских долларов (около $800 тыс.) за каждое нежелательное письмо, отправленное по множеству адресов.
За все время действия закона в Австралии имело место одно-единственное судебное разбирательство, в результате которого спамер был приговорен к крупному штрафу. Некоторые австралийские спамеры сразу же после вступления в силу этого закона предпочли перенести свою деятельность в более безопасные регионы.
В результате Австралия переместилась в рейтинге стран-спамеров с 10-го на 23-е место, что вызывает чувство глубокого удовлетворения австралийских властей, считающих это главным показателем эффективности национального закона против спама.
В борьбу со спамом правительство Австралии активно вовлекает интернет-провайдеров, которым предписано выявлять зомби-компьютеры в сетях и помогать пользователям "лечить" зараженные машины.
Кроме того, для пользователей создан удобный инструмент для отправления жалоб на спам: достаточно нажать одну кнопку, чтобы образец нежелательного письма попал в государственные органы, в задачу которых входит борьба со спамерами.
Подробнее об иных мотивах
Кроме спама и целевых коммерческих предложений существует еще один вид почтовых сообщений, который часто путают со спамом. Это нежелательная почта.
Например:
1. Ошибки: ошибки автоматических рассыльщиков - технический сбой службы рассылки, запросы на подтверждение подписки на рассылку или какой-то сервис; ошибки людей - например, человек ищет однокурсника, а получатель имеет ту же фамилию и похожий адрес.
2. Техническая корреспонденция: сообщения о недоставке письма и других ошибках; автоматические сообщения от антивирусных программ о вирусах в отправленном с вашего адреса письме; экстраординарные или рутинные сообщения от администраторов сервисов (например, о том, что почтовый сервис будет недоступен, или о появлении вируса и пр.).
3. Новые возможности общения и бизнеса: деловое письмо от частного лица (фирмы) частному лицу (фирме). Такое письмо часто может служить началом нового контракта, дела, бизнеса. Прямое письмо менеджеру корпорации от рекрутингового агентства - адрес обычно получен неофициально, само письмо справедливо трактуется компанией как угроза бизнесу, в то же время такие письма очень полезны рынку труда и капитала.
4. Личные письма от тех, с кем получатель никогда ранее не переписывался: письма от старых знакомых, друзей, агитаторов (например, агитация жителей района против загрязнения парка, и т. п.), коллег по работе, флешмоберов.
Любое из этих писем является незапрошенным, ибо принимающая сторона его явно не запрашивала. С другой стороны, выбрасывать подобную почту без прочтения нельзя.
Так что, стисните зубы и если ваш мозг еще не плавится от ежедневной работы - пробегите глазами по тексту (только вложения не запускайте, себе дороже выйдет), прежде чем отправить его в корзину.
Потому что спамеры жили, живы и будут жить, пока существует электронная почта, мессенджеры и вообще Интернет.
Рисунок с сайта http://page.lipetsk.ru/
В материале использована информация с сайтов http://www.viruslist.com, http://antispam.home.nov.ru/spam-what.shtm, http://antispam.rin.ru, http://www.bigfozzy.com, http://citcity.ru