Новый Союз в урезанном до Центральной Азии виде должен обеспечить безопасность, экономический рост, политическую стабильность и процветание региона, а также повысить уровень жизни граждан нового объединения.
Гипотетически новая региональная структура объединит порядка 55 млн. человек, а по территории будет почти равна Европейскому союзу. Вместе с тем главы государств не собираются форсировать события в данном направлении, хотя справедливости ради стоит отметить, что после озвучивания ее многие главы республик поддержали предложение Астаны.
Но последующего продвижения на нацинальном уровне не случилось, и в результате немого бойкотирования инициативы Казахстана республиками региона, перспектива создания нового Союза приняла размытые очертания.
Напомним, что в последние годы Астаной не раз выдвигались проекты по интеграции республик Центральной Азии. Однако все осталось на своих местах. Пошаговая интеграция республик региона также не дала результатов.
Напомним, что, еще в рамках ЦАЭС был предложен проект создания Международного водно-энергетического консорциума, который так и не вышел из стадии обсуждения и находится в подвешенном состоянии.
Остался нереализованным проект организации Международного транспортного консорциума, функционирование которого стало бы катализатором в процессе формирования общей транспортной политики государств Центральной Азии.
Это, принимая во внимание выгодное геополитическое и геоэкономическое расположение республик региона, способствовало бы улучшению их транзитного потенциала.
Также фактически остался на бумаге проект рождения Международного продовольственного консорциума.
Вместе с тем в Центральной Азии республики поддерживают между собой связи в двух плоскостях:
1. членство в региональных организациях (ШОС, ОДКБ, ЕврАзЭс);
2. двусторонне сотрудничество через заключение договоров по актуальным направлениям.
Так, ОДКБ как и ШОС решает вопросы региональной безопасности. При этом ШОС в последнее время начинает больше внимания уделять региональному сотрудничеству в экономической и энергетической сферах.
А ЕврАзЭС изначально призвано содействовать укреплению экономических, в т. ч. и торговых связей в регионе.
В то же время, подписывая между собой договоры о поставках и продажах, республики также строят свои отношения с учетом своих национальных интересов без нанесения ущерба своему суверенитету.
В результате, все вопросы, которые возникают между республиками региона, могут решаться по двум вышеуказанным направлениям, что, в свою очередь, является фактором, пролонгирующим инициативу Астаны и переносящим ее на более позднее время.
Однако основной причиной замедления процесса становления Союза Центрально-азиатских государств является экономический фактор.
Принимая во внимание, что Союз в числе приоритетных направлений выделяет межгосударственные связи в экономической, энергетической, промышленной и др. областях, и сопоставляя их (направления) с объемами экспортно-импортных операций республик, можно сделать вывод, что многие страны вряд ли в ближайшее время поддержат инициативу Астаны, так как они настроены углублять свои связи больше с дальним зарубежьем, нежели с соседями по региону.
2000 | 2005 | 2006 | |||||||
Всего | страны СНГ | другие страны | Всего | страны СНГ | другие страны | Всего | страны СНГ | другие страны | |
Экспорт | |||||||||
Казахстан | 8812 | 2337 | 6475 | 27849 | 4067 | 23782 | 38250 | 5574 | 32676 |
Кыргызстан | 504 | 207 | 297 | 672 | 303 | 369 | 794 | 379 | 415 |
Таджикистан | 784 | 374 | 410 | 909 | 178 | 731 | 1399 | 186 | 1213 |
Туркменистан | 2506 | 1314 | 1192 | … | … | … | … | … | … |
Узбекистан | … | … | … | … | … | … | … | … | … |
Импорт | |||||||||
Казахстан | 5040 | 2732 | 2308 | 17352 | 8134 | 9218 | 23677 | 11064 | 12613 |
Кыргызстан | 554 | 298 | 256 | 1101 | 679 | 422 | 1718 | 991 | 727 |
Таджикистан | 675 | 560 | 115 | 1330 | 864 | 466 | 1723 | 1100 | 623 |
Туркменистан | 1785 | 678 | 1107 | … | … | … | … | … | … |
Узбекистан | … | … | … | … | … | … | … | … | … |
Примечание: По данным Межгосударственного статистического комитета СНГ
(...) - данные отсутствуют (не представлены)
Рассматривая динамику роста торгового оборота республик Центральной Азии видно, что взоры стран и дальше будут обращены в сторону дальнего зарубежья. Одной из причин, влияющих на торгово-экономические отношения между республиками региона, является фактор низкой конкурентоспособности потребительских товаров национального происхождения и их невысокое качество.
Вместе с тем республики региона ориентированы на импортные товары, произведенные в странах дальнего зарубежья.
Сложившуюся тенденцию трудно "перебить" новыми инициативами, когда республики региона зачастую в приоритеты ставят экономические связи, а не политические.
В этом случае страны Центральной Азии, которые объективно в экономическом развитии отстают от Казахстана, пытаются повысить свой уровень путем интеграции в мировой рынок, чтобы не попасть под влияние более развитого регионального соседа.
Посему на ближайшее время можно прогнозировать как максимум начало обсуждения перспектив создания и механизмов функционирования нового регионального объединения, как минимум - проведение дискуссий на различных уровнях встречах между представителями республик.
Изображение с сайта http://www.pravda.ru