Союз Центрально-азиатских государств - от перспектив к реалиям

Новый Союз в урезанном до Центральной Азии виде должен обеспечить безопасность, экономический рост, политическую стабильность и процветание региона, а также повысить уровень жизни граждан нового объединения.
Гипотетически новая региональная структура объединит порядка 55 млн. человек, а по территории будет почти равна Европейскому союзу. Вместе с тем главы государств не собираются форсировать события в данном направлении, хотя справедливости ради стоит отметить, что после озвучивания ее многие главы республик поддержали предложение Астаны.
Но последующего продвижения на нацинальном уровне не случилось, и в результате немого бойкотирования инициативы Казахстана республиками региона, перспектива создания нового Союза приняла размытые очертания.
Напомним, что в последние годы Астаной не раз выдвигались проекты по интеграции республик Центральной Азии. Однако все осталось на своих местах. Пошаговая интеграция республик региона также не дала результатов.
Напомним, что, еще в рамках ЦАЭС был предложен проект создания Международного водно-энергетического консорциума, который так и не вышел из стадии обсуждения и находится в подвешенном состоянии.
Остался нереализованным проект организации Международного транспортного консорциума, функционирование которого стало бы катализатором в процессе формирования общей транспортной политики государств Центральной Азии.
Это, принимая во внимание выгодное геополитическое и геоэкономическое расположение республик региона, способствовало бы улучшению их транзитного потенциала.
Также фактически остался на бумаге проект рождения Международного продовольственного консорциума.
Вместе с тем в Центральной Азии республики поддерживают между собой связи в двух плоскостях:
1. членство в региональных организациях (ШОС, ОДКБ, ЕврАзЭс);
2. двусторонне сотрудничество через заключение договоров по актуальным направлениям.

Так, ОДКБ как и ШОС решает вопросы региональной безопасности. При этом ШОС в последнее время начинает больше внимания уделять региональному сотрудничеству в экономической и энергетической сферах.
А ЕврАзЭС изначально призвано содействовать укреплению экономических, в т. ч. и торговых связей в регионе.
В то же время, подписывая между собой договоры о поставках и продажах, республики также строят свои отношения с учетом своих национальных интересов без нанесения ущерба своему суверенитету.
В результате, все вопросы, которые возникают между республиками региона, могут решаться по двум вышеуказанным направлениям, что, в свою очередь, является фактором, пролонгирующим инициативу Астаны и переносящим ее на более позднее время.
Однако основной причиной замедления процесса становления Союза Центрально-азиатских государств является экономический фактор.
Принимая во внимание, что Союз в числе приоритетных направлений выделяет межгосударственные связи в экономической, энергетической, промышленной и др. областях, и сопоставляя их (направления) с объемами экспортно-импортных операций республик, можно сделать вывод, что многие страны вряд ли в ближайшее время поддержат инициативу Астаны, так как они настроены углублять свои связи больше с дальним зарубежьем, нежели с соседями по региону.

  2000 2005 2006
Всего страны СНГ другие страны Всего страны СНГ другие страны Всего страны СНГ другие страны
Экспорт
Казахстан 8812 2337 6475 27849 4067 23782 38250 5574 32676
Кыргызстан 504 207 297 672 303 369 794 379 415
Таджикистан 784 374 410 909 178 731 1399 186 1213
Туркменистан 2506 1314 1192
Узбекистан
  Импорт
Казахстан 5040 2732 2308 17352 8134 9218 23677 11064 12613
Кыргызстан 554 298 256 1101 679 422 1718 991 727
Таджикистан 675 560 115 1330 864 466 1723 1100 623
Туркменистан 1785 678 1107
Узбекистан

Примечание: По данным Межгосударственного статистического комитета СНГ
(...) - данные отсутствуют (не представлены)

Рассматривая динамику роста торгового оборота республик Центральной Азии видно, что взоры стран и дальше будут обращены в сторону дальнего зарубежья. Одной из причин, влияющих на торгово-экономические отношения между республиками региона, является фактор низкой конкурентоспособности потребительских товаров национального происхождения и их невысокое качество.
Вместе с тем республики региона ориентированы на импортные товары, произведенные в странах дальнего зарубежья.
Сложившуюся тенденцию трудно "перебить" новыми инициативами, когда республики региона зачастую в приоритеты ставят экономические связи, а не политические.
В этом случае страны Центральной Азии, которые объективно в экономическом развитии отстают от Казахстана, пытаются повысить свой уровень путем интеграции в мировой рынок, чтобы не попасть под влияние более развитого регионального соседа.
Посему на ближайшее время можно прогнозировать как максимум начало обсуждения перспектив создания и механизмов функционирования нового регионального объединения, как минимум - проведение дискуссий на различных уровнях встречах между представителями республик.

Изображение с сайта http://www.pravda.ru