– Гульжан Салибаевна, в последнее время Минсельхоз активно агитирует фермеров строить теплицы. Вы считаете такую работу перспективной?
– Теоретически выращивание внесезонных овощей возможно на всей территории Казахстана. Но на юге страны выделяется регион из Алматинской, Жамбылской и Южно-Казахстанской областей, который входит в так называемую седьмую световую зону. Здесь условия освещенности позволяют получать урожай даже в мертвый сезон – с декабря по февраль. Поэтому на юге страны тепличное овощеводство должно быть ведущей отраслью сельского хозяйства.
– Почему же, по вашему мнению, этого не произошло?
– Чтобы выращивать овощи в межсезонье, когда цены самые высокие, нужные зимние теплицы. А у нас до последнего времени строительству зимних капитальных теплиц внимания не уделяли. К началу 2000-х годов в Казахстане оставалось где-то около 200 гектаров зимних теплиц, не больше. Два года назад это число сократилось чуть ли не до 50 гектаров. Остался мизер. Почему так случилось? Многие комбинаты, как и любые другие предприятия, банкротили, а металлические конструкции сдавали в металлолом. Сегодня, наоборот, начался бум развития тепличных хозяйств. За это дело берутся все.
– Это же хорошо?
– Вся беда в том, что тепличным овощеводством начинают заниматься люди, далекие не только от овощеводства, но и от сельского хозяйства. И они совершенно не представляют, что это такое – выращивать овощи.
В защищенном грунте можно получать с квадратного метра от 100 до 150 килограммов овощей в год. Получается до полутора тысяч тонн с гектара. Узнавая о таких объемах, люди сразу начинают пересчитывать на цену реализации, подсчитывая прибыль. К нам в институт за консультацией приезжают очень многие – нефтяники, журналисты, банкиры. Говорят: “Мы хотим построить теплицу и получать большие прибыли. Денег у нас много. Подскажите...”. Но мало иметь деньги. Нужно еще и уметь работать. И знать хотя бы биологию растений. В условиях Казахстана теплица, которая будет работать круглый год, должна быть капитальной, оснащенной всеми приборами, различным оборудованием, которое может обеспечивать оптимальные режимы выращивания овощей. Это мало кто учитывает.
– Сколько же стоит обычная теплица?
– Нормальная стеклянная теплица стоит до 200–260 евро за 1 квадратный метр. Один гектар – это выходит где-то на 2,5 миллиона евро. Российскими экономистами подсчитано, что овощные теплицы экономически выгодны, если их общая минимальная площадь начинается с 2,4 гектара. Казахстанские экономисты рекомендуют начинать с 3 гектаров. Меньше нельзя. Чем меньше площадь теплицы, тем дороже обходится один квадратный метр. Тем более совершенную технологию надо использовать. Кроме самой теплицы в расходах следует учесть затраты на отопление, различное оборудование.
– А вот Министерство сельского хозяйства пропагандирует легкие теплицы на основе пленки. Чиновники едут за опытом в Китай, Узбекистан, Европу, видят там пленочные теплицы и агитируют наших крестьян…
– У нас в таких теплицах можно выращивать ранние овощи. Но в наших условиях это рискованно из-за возвратных холодов, которые не позволяют получать урожай, допустим, в феврале или в январе. В лучшем случае мы только в январе или в феврале будем готовить теплицу к посадке. Поэтому лучше в них готовить рассаду для открытого грунта.
– Значит, не видать нам своих ранних овощей?
– Сегодня нашему фермеру пока невыгодно выращивать ранние овощи, так как их привозят из Узбекистана и Китая, и овощи, выращенные у нас, не выдерживают ценовой конкуренции. Естественно, потребитель купит томаты с грядки, пусть ташкентские, пусть подороже, чем наши, но тепличные. Поэтому многие предприятия работают просто “в ноль”, не принося прибыли.
– А в Узбекистане, значит, приносят прибыль?
– Природно-климатические условия Узбекистана позволяют даже в открытом грунте получать два урожая овощей в год. Да, Узбекистан по территории намного меньше, чем Казахстан. Но у них 17 тысяч гектаров теплиц. Климат позволяет им строить облегченные теплицы, без обогрева и с простой полиэтиленовой пленкой. Китай использует еще более примитивные теплицы. Он берет за счет дешевой рабочей силы и лучших климатических условий.
– Какой выход из ситуации вы видите?
– Окупаемость вложенных затрат у тепличного комбината – 5–6 лет. Этот период самый тяжелый для предприятия, и оно нуждается в поддержке. Пока сельское хозяйство у нас практически не поддерживается. Я имею в виду финансовую сторону. Если мы хотим развивать тепличное хозяйство, нам надо поддерживать эти начинания деньгами.
– Думаете, будет спрос?
– Уверена в этом. Если не у нас, то свежие овощи всегда можно продать в России. В начале 1990-х годов в Алматы работал тепличный комбинат. Он выращивал огурцы и томаты на 12 гектарах. Выращенные овощи отправляли в Барнаул, Казань и Москву.