"Советский Союз оставил Казахстану «зековский» менталитет": обзор казахскоязычной прессы (29 июля - 5 августа)

Медиа-портал Caravan.kz предлагает вашему вниманию традиционный обзор казахскоязычной прессы.

«Если каждая из сторон развода будет платить 2 миллиона тенге, то семьи станут крепче»

В мировом рейтинге британского издания "The Economist" Казахстан занимает 10-е место по количеству разводов. Социологи говорят, что после расторжения брака значительно возрастают споры о месте жительства детей и времени общения родителей с ребенком, передает портал Аikyn.kz.

В 2018 году в Казахстане более 137 тысяч молодых пар создали семью. Но с этими показателями возросло и число разводов, которое составило 54 797 семей по всей стране, из-за которых мы и вошли в первую десятку среди стран СНГ по числу разводов. Каждый второй брак в Казахстане заканчивается разводом, 83 процента распавшихся семей имеют общих детей. По этим же данным 400 тысяч матерей и 60 тысяч отцов воспитывают детей в одиночку.

«Разрушенные семьи, сироты, оставленные на произвол судьбы, матери без постоянного дохода и мужчины, уклоняющиеся от алиментов. Эта отрицательная сторона института семьи превратилась в реальную картину жизни. Есть ли возможность остановить это?» - задается вопросом автор.

Помимо выявления проблемы, автор публикации предложил неоднозначное решение данной ситуации.  

«Как было бы, если бы обе стороны заплатили за развод? Например, если бы каждая из сторон для развода обязалась заплатить не менее 2 миллионов тенге... Возможно, семьи становились бы крепче, осознавая финансовую ответственность?» - считает публицист.

«Если отдать ребенка в русскую школу, он больше никогда не будет казахом»

Советский Союз оставил нам в наследство свой менталитет и русские школы, -, считает автор портала Аbai.kz.

«В начале нового учебного года у русскоязычных казахов появилась дилемма: отдать ребенка в казахскую или же русскую школу. Для того чтобы решить эту проблему, властям стоит, пользуясь программой трехъязычия, начать процесс трансформации русских школ в двуязычные школы. Так как в русских школах казахский язык до сих пор изучается лишь формально, и выпускники оканчивают школу, так и не выучив государственный язык. В то же время преобладает тенденция, когда казахская молодежь после окончания школы поступает в вузы России и пытается остаться гражданами этой страны», - рассуждает автор.

Автор считает, что в северных областях необходимо сохранить языковое равновесие 50 на 50 процентов, а в остальных регионах разработать программу обучения казахскому языку с преобладанием 70 на 30 процентов.

«Смешанная школа не означает, что внутри русской школы должны открыть казахские классы, это значит, что пришло время полностью искоренить  русские школы, переделав их в смешанные  школы с двуязычным образованием», - объясняет он.

В статье касательно этой темы цитируют Сагадата СЫРЫМУЛЫ, который на портале «Ult.kz» говорил: «Если отдать ребенка в русскую школу, все, он больше никогда не будет казахом. До самой смерти он будет выступать в интересах русского языка и культуры».

В Казахстане предложили сделать платным вызов "скорой помощи"

На портале Аlashainasy.kz на странице в Facebook Нурмухамеда БАЙГАРАЕВА опубликованы слова его брата, который уже два года работает в "скорой помощи" в городе Алматы.

Автор публикации очень удивился заявлению брата, что в Казахстане пора сделать платным вызов "скорой медицинской помощи", и решил уточнить причину. На что молодой медик ответил:

«Сейчас все кому не лень вызывают "скорую". А как примчишься со всех ног, тебя просят измерить давление, спрашивают, продолжать ли пить таблетки, что выписал врач, или же выписать больничный, если те пропустили работу. Если оператор не принял вызов, то на него сразу же пишут жалобу», - объяснил медик.

Ещё он посетовал, что иной раз им приходится подниматься пешком на девятый этаж, и отметил также стоимость одного вызова "скорой помощи", которая составляет 18 тысяч тенге.

Советский Союз оставил Казахстану «зековский» менталитет

На портале Аlashainasy.kz опубликована история об учителе-активисте, который по мере своих возможностей пытался облагораживать жизнь односельчан, но заслужил лишь предвзятое отношение к себе.  

По словам Каната АБИЛКАЙЫРА, его бывший учитель всегда пытался сделать доступным то, чего недоставало сельчанам, и находил решение больших и маленьких проблем.

«Я не раз видел, как он обращался в районный или городской акимат, а если этого было недостаточно для решения проблемы, мог достучаться до республиканского уровня», - объясняет автор.

Но, к большому удивлению автора, народ недолюбливал этого учителя. Даже если он писал заявления и обращения в соответствующие органы вовсе не для личной выгоды, а для благополучия окружающего общества, многие называли его «заявщиком».

«Вот если кто-то защищает твои права, то почему бы не порадоваться, ну или хотя бы не посидеть тихо? Но вместо этого его воспринимают как скандалиста, который хочет нарваться на неприятности», - удивляется Канат АБИЛКАЙЫР.

Автор долго размышлял о причинах этого поведения и пришел к выводу, что это... является последствием воспитания Советского Союза, где, по мнению автора, преобладала тюремная психология. И если народ видит, как кто-то защищает свои либо чужие права, его тут же принимаются считать за заявщика. И мы сами входим в роль "зека", где мы никому не жалуемся и ничего не признаем.

«Наши кухонные герои, о которых говорили выше, никогда не смогут вынести в свет свои пламенные суждения. Поскольку человек в тюрьме с ограниченными правами, его никто не пустит на трибуну. Неизвестно, когда казахи смогут выйти из тюрьмы, в которую загнали себя сами?» - задается вопросом автор.

Перевод материалов отражает лишь точку зрения оригинала и не имеет ничего общего с позицией медиа-портала Caravan.kz