У руководства предприятий корпорации “Казахмыс” в запасе всегда найдется несколько оригинальных и неожиданных методов решения той или иной проблемы.
Мы уже рассказывали, как на предприятиях ПО “Балхашцветмет” однажды решили проблему временной потери трудоспособности рабочих по болезни. Балхаш ведь город экологически неблагополучный, да и производства – медное и цинковое, для здоровья не очень полезные. Ну и болели рабочие часто. То бронхитом, то ангиной, а то и гипертонией. Однажды руководство подсчитало, что больничные листы слишком дорого обходятся корпорации. Только за один месяц на одном медьзаводе переболели 375 рабочих. Работать не работали, а деньги получали. На оплату их больничных листов корпорация отстегнула 2,8 миллиона тенге! В среднем каждый рабочий, побывавший за этот период на больничном, получил по 7 тысяч тенге – считай, даром!
Этот факт очень взволновал хозяев “Казахмыса”. Выбрасывать на ветер 7 тысяч тенге накладно даже для миллиардера. И в связи с этим по “Балхашцветмету” был издан приказ: “Всем начальникам цехов ежедневно составлять разбор каждого случая невыхода на работу… проводить разбор с заболевшими с предоставлением объяснительных на каждый случай заболевания”. Без объяснительных разрешалось только рожать и болеть туберкулезом. По всем прочим болезням, включая инсульты, инфаркты, гипертонии и прочие, на сегодняшний день, по данным Всемирной организации здравоохранения, существует более 20 тысяч болезней, выданные больничные недействительны без визы начальника цеха и утверждения высшего начальства.
После публикации в газете абсурдный приказ был отменен. Рабочим разрешили болеть даже гриппом!
Правда, с гриппом случился очередной казус. Накануне простудно-сопливого сезона на предприятии был издан очередной приказ: о 100-процентной вакцинации всех работников ПО “Балхашцветмет”. Все рабочие и ИТР добросовестно отметились в медпункте и получили свою дозу противогриппозной вакцины. И даже добрые слова произносили при этом в адрес начальства. Но в день зарплаты выяснилось: с каждого рабочего была удержана стоимость вакцины – 1080 тенге!
Без права на звонок!
Очередной звонок из Балхаша подтвердил, что у руководства корпорации в запасе еще немало нестандартных путей решения многих проблем.
20 марта 2008 года на предприятиях ПО “Балхашцветмет” был оглашен очередной приказ. Приводим его с небольшими сокращениями.
“Приказ "О защите служебной информации"
В целях снижения уровня угрозы информационной безопасности, а также перекрытия каналов утечки информации и для обеспечения сохранности выпускаемого продукта и товарно-материальных ценностей ПО “Балхашцветмет”
ПРИКАЗЫВАЮ:
Руководителям Балхашского медьзавода (Бекенов) и цинкового завода (Ахбетов), а также руководителям подразделений ПО “Балхашцветмет” и подрядчиков, привлекаемых к работе на БМЗ и ЦЗ, запретить нахождение всех рабочих и инженерно-технических работников на работе с сотовой связью.
В целях оперативного решения производственных задач приобрести и использовать радиостанционную связь.
В случае обнаружения сотовой связи на территории и рабочих местах БМЗ и ЦЗ будут применяться строгие наказания, вплоть до расторжения трудового договора по инициативе работодателя.
Генеральный директор ПО “Балхашцветмет”Байгуатов Д.И.20 марта, 2008 г.”
Рабочие, передавшие нам этот документ, попросили узнать у правозащитников, насколько данный приказ согласуется с казахстанскими законами и правами человека.
Прокомментировать ситуацию мы попросили директора Карагандинского филиала Казахстанского международного бюро по правам человека и соблюдению законности Юрия Гусакова:
– Это абсолютно незаконные требования работодателя, не основанные на нормах Трудового кодекса Республики Казахстан, – сказал Юрий Анатольевич. – Мобильный телефон не имеет никакого отношения к перечню оснований расторжения трудового договора по инициативе работодателя.
Пронос мобильных телефонов запрещен только в режимные заведения, тюрьмы, колонии, следственные изоляторы. Это обусловлено режимом содержания осужденных, к которым, как я понимаю, рабочие заводов не относятся. Я бы порекомендовал рабочим обратиться с заявлением в правоохранительные органы по поводу самоуправства, в Уголовном кодексе РК имеется таковая статья. К заявлению приложить приказ генерального директора. В данном случае этот человек явно превышает свои полномочия.
Мобильник – как наводчик?
Между тем в “Балхашцветмете”, по информации рабочих, отныне на заводской проходной служба безопасности обыскивает каждого входящего.
Мы поинтересовались у представителей администрации ПО “Балхашцветмет”, с чем связано введение столь странной меры. И получили краткий ответ: с целью предотвращения хищения продукции.
Хищения готовой продукции на предприятиях корпорации “Казахмыс” – настоящее бедствие для ее хозяев. Цветной металл воруют килограммами и тоннами, выносят за пазухой и вывозят вагонами. Последнее громкое дело выявило кражу 2,5 тысячи тонн медного концентрата – 24 вагона незаметно вывезли с территории комбината. Каждая тонна – 1000 долларов на черном рынке. Ущерб – 2,5 миллиона долларов.
Но каким образом наличие или отсутствие в кармане рабочего сотового телефона может повлиять на процесс?
Можно только предположить, что руководство корпорации, например, опасается, будто по сотовому телефону некие злоумышленники могут передавать другим злоумышленникам координаты складов или полезных дыр в заборе, оперативно сообщать, что охранник на проходной отлучился или задремал. И путь свободен.
Презумпция виновности
Теоретически такое возможно. Но тогда получается, что все работники ПО “Балхашцветмет”, кроме директора и главного инженера, автоматически становятся подозреваемыми в подготовке преступления. А как же тогда с презумпцией невиновности?
Корпорация предпринимает громадные усилия по сохранности своего имущества. “Казахмыс” располагает одной из самых мощных структур собственной военизированной службы безопасности. Все охраняемые объекты корпорации по периметру ограждены железобетонным забором, по верху которого имеются защитные козырьки из колючей проволоки. На контрольно-пропускном пункте службу осуществляют контролеры, на вышках и постах – стрелки. На время несения службы стрелки вооружаются карабинами и винтовками, а контролеры – пистолетами. Кроме того, используются специально обученные собаки, прошедшие дрессировку в питомнике.
Ну и чем не зона? Для полного сходства мешали только мобильные телефоны, которыми рабочие в отличие от осужденных до последнего дня свободно пользовались по ту и другую сторону колючки. Теперь и “сотки” под запретом.