«В казахстанских школах на русский язык и литературу отведено почти в 2 раза больше часов, чем на казахский язык и литературу»
На портале Qamshy.kz было опубликовано предложение общественной деятельницы Тоғжан Қожалы о том, чтобы вместо русской литературы ввести в школы «мировую литературу».
По ее словам, в русских школах ученики 6 класса посвящают 130 часов в год изучению русского языка и литературы. На английский язык в школе выделено 64 часа, на казахский язык и литературу ― всего 84 часа.
«Часов, отведенных на русский язык и литературу, примерно в 2 раза больше, чем на казахский язык и литературу. В каком государстве мы живем? В Казахстане или в России? Зачем нужна русская литература? Почему для наших детей Тургенев и Пушкин должны быть важнее, чем Абай, Мусрепов, а Чехов важнее Шакарима? Почему наши дети не изучают Диккенса, Марка Твена, Шекспира?! Вопрос к министру образования: кто мы? Кого мы воспитываем? Опять готовим "рабов" для той же России? Или граждан Казахстана?» ― высказалась Тоғжан Қожалы.
«Как в Казахстане могли одобрить уничтожение аудиовизуальных документов в период с 1922 по 1945 год?»
На портале Аdyrna.kz было опубликовано высказывание Нұржана Сәдірбекұлы о новой поправке, изданной от 25 августа 2023 года, «Об утверждении Правил приема, хранения, учета и использования документов Национального архивного фонда и других архивных документов ведомственными и частными архивами» Республики Казахстан.
По словам автора, новая поправка разрешает уничтожение аудиовизуальных документов, отложившихся в период с 1922 по 1945 год включительно.
Сколько стоит спасти реальную историю Казахстана
«Сотни человек не могут найти единственную фотографию своих предков и видео с их участием, записанное на пленку. Сколько людей не могут найти старые фотографии, видео из старых деревень, школ, заводов с 1920 по 1945 год. Это уму непостижимо», ― посетовал Нұржан Сәдірбекұлы.
«Казахстанских детей губит советская система образования»
На портале «Жас Алаш» было опубликовано интервью с известным педагогом Аятжан Ахметжанұлы о проблемах в системе образования Казахстана.
«Нас губит советская система образования. В 2017 году когда мы перешли с 6-дневного обучения на 5-дневное обучение, за год мы потеряли 34 учебных дня и распределили эти дни на оставшиеся. Если раньше мы учились 181-182 дня, сейчас мы учимся только 147-148 дней. Однако никто не учел, как справиться с нагрузкой, которая ложится на плечи ребенка. Министерство только через 3-4 года осознало, что это было ошибкой. Образно говоря, съедать еду, которая рассчитана на 182 дня, за 148 дней вредно для здоровья человека. И для того, чтобы облегчить нагрузку хотя бы на 10 дней, учебный год продлили на неделю», ― рассказал педагог.
По его словам, народ в этом случае повел себя странно и вместо заботы о будущих детей активно выступил против продления.
«Им не было интересно, как учатся другие дети в мире, мнение профессиональных экспертов. Не было юристов, которые бы беспокоились о судьбе детей, обучающихся в трехсменных и аварийных школах, однако они все повыскакивали при сокращении школьных каникул», ― посетовал Аятжан Ахметжанұлы.
Также он отметил, что три месяца каникул летом- очень много для школьника, поскольку ребенок забывает все, чему научился за время обучения.
«Состояние современного казахского языка значительно ниже его состояния при СССР»
На портале Аbai.kz было опубликовано высказывание Нартая Сауданбекұлы о проблемах казахского языка и национальных ценностях.
«К 30-летнему рубежу независимости мы являемся единственной страной, которая движется к регрессу в языковом вопросе. Более 80% человек среди нового поколения, которые выросли за тридцать лет независимости, и палец о палец не ударят ради казахского языка. Современный казахский язык менее востребован и по состоянию значительно ниже, чем во времена СССР. Нельзя отрицать и то, что большинство современных родителей отдают своих детей в русские школы. Таких случаев много даже в нашем Кегенском районе, где стопроцентно проживают казахи», ― считает Сауданбекұлы.
По мнению автора, глядя на тысячи подобных факторов, можно сказать, что у казахского языка нет будущего. Поскольку за ним стоит общество, которое не нуждается в казахском языке и избегает родного языка.
Перевод материалов отражает лишь точку зрения оригинальных публикаций и не является позицией медиапортала Caravan.kz.