Соседство с бокситовыми карьерами осложняет жизнь жителям поселка Арка Костанайской области

Если ранее Арку называли одним из четырех (всего четырех!) перспективных поселков Камыстинского района, то нынешние проблемы могут вывести его за пределы этой оптимистичной категории. По поводу появления еще одного карьера сельчан и пригласили на общественные слушания, организованные Краснооктябрьским бокситовым рудоуправлением – филиалом АО “Алюминий Казахстана”.

...Из всех сел, живущих по соседству с бокситовыми месторождениями, накипело больше всего, похоже, у жителей Арки. Это из их колодцев уходит вода. Это их дома, сотрясающиеся от взрывов на карьере, дают трещины.

 – Карьеры окружают поселок, они близко к жилой зоне, – говорит учитель географии местной школы и руководитель объединения “Эколог и я” Наталья ТКАЧУК. – Зимой мы давно не видим чистого снега. Белье нормально нельзя сушить на улице – пыль. Почвы стали менее плодородными, потому что их постоянно припорашивает пылью с карьеров.

Другой житель поселка Александр МИЛЕХИН рассказывает, что копает уже второй колодец около своего дома. Первый высох. В том, что по соседству вода совсем соленая. Такая же беда и в других дворах. Полости, возникающие глубоко под землей от взрывов, забирают в себя воду из водоносных слоев. Уже сегодня большинство колодцев в Арке встречают брошенный камушек не всплеском, а стуком – он падает на сухое дно.

Люди прекрасно понимают, что для многих из них карьеры – это работа. 53 жителя села работают там. С открытием нового карьера еще десяток-полтора семей получат стабильный заработок. Поэтому аркинцы не ратуют за закрытие карьера. Они считают, что решать их проблемы нужно, построив водовод. Ответы представителей предприятия и разработчиков проекта сводились к одному: негативное воздействие есть, но оно в пределах, разрешенных экологическим законодательством. Значит, со всем этим народу придется жить. Но что делать с уходящей водой? По словам акима поселка Тулегена ДОСМУХАМБЕТОВА, из 46 имеющихся колодцев 19 уже высохли, еще часть – маловодны. В Арке стали бурить скважины, но из них вода уходит. Рудоуправление поставило водокачку, но она рассчитана на 140 кубометров в сутки. Мало для поселка, где около 1 700 человек. Когда-то сюда от поселка Ушсорка шел восьмикилометровый водовод, была разводящая сеть. До сих пор, по словам акима, остались резервуары для воды. То есть – вот выход. Но кто будет платить?

Вопрос о водоснабжении поселка обсуждался в прошлом году и в районном акимате, и на депутатов аркинцы выходили. Тогда руководство Краснооктябрьского бокситового рудоуправления (КБРУ) обещало, что при наличии проекта на централизованное водоснабжение поселка возьмет на себя буровые и земляные работы. Сейчас из бюджета выделено 10 миллионов тенге на проектно-изыскательские работы в районе Красногорского месторождения пресных вод.

– Это радует. Но обычно как: в этом году изыскания, на следующий – проектно-сметная документация, и, может, только в 2016 году начнется строительство водовода, – говорит аким Досмухамбетов. – КБРУ, как часть “Алюминия Казахстана”, входит в компанию ENRC, которая ежегодно заключает с руководством Костанайской области меморандумы. Было сообщение, что компания на решение социальных проблем влила в область более 7 миллиардов тенге, в том числе в этом году – более 800 миллионов. Почему до жителей Арки ни тенге не доходит? В КБРУ говорят, что они к распределению этих денег не имеют отношения. Но, может, надо инициативу проявить? Разве благотворитель, давая деньги, не может настоять, на что их тратить?

Жители Арки пытаются донести до государственных мужей простую истину: кроме КБРУ и железнодорожной станции работают 7 крестьянских хозяйств и животноводческий комплекс. Есть школа, и рождаемость – одна из самых высоких в районе. В этом году здесь уже родилось 12 детей. Оттока населения почти нет. Пока. Но без воды не будет и Арки.

Костанай