Сосед Казахстана пережил волну голодных бунтов: почему это произошло

Официальное информационное агентство IRNA опубликовало видеоотчет о протестах только в двух городах. Учитывая закрытость Ирана, это уже можно назвать прорывом. Видео же в социальных сетях говорят, что манифестации прокатились по всем основным населенным пунктам страны.

Протесты были вызваны сокращением государственных субсидий на импортную пшеницу. Это привело к росту цен на 300 процентов на мучную продукцию. Также правительство повысило цены на растительное масло и молочку.

Тегеран традиционно субсидирует торговлю – для сдерживания цен на основные продукты питания.

Это, прежде всего, мука и растительное масло. Но после того, как цены на зерно на мировом рынке выросли, президент Ирана Ибрагим Раиси 9 мая в рамках борьбы с экономическим кризисом объявил о прекращении субсидий на товары первой необходимости. Он заявил, что цены на традиционный иранский хлеб, лекарства и бензин не изменятся.

Через несколько дней в местной прессе появились сообщения о том, что цены на хлеб выросли до трех раз. Цены на масло, яйца и куриное мясо в стране поднялись почти в четыре раза. Возник дефицит на некоторые продукты.

Бунты подавили. Задержали 22 человека. Но проблема осталась.

По официальной версии, причина дефицита банальна: субсидируемые муку и хлеб вывозили в Ирак и Афганистан. Вот посмотрите, кто бузил: города Дезфул, Сусенгерд, Эндимешк, Изе в провинции Хузестан, где сосредоточено арабское население. Ну еще город Ясудж в провинции Кохгилуйе и провинция Байер-Ахмед.

Официальный уровень инфляции в Иране сегодня – почти 40 процентов. Почти половина 82-миллионного населения в настоящее время находится за чертой бедности. Это значит, что у властей нет выбора: надо искать дешевые продукты питания.

В ближайшие пару месяцев правительство планирует предложить цифровые купоны на ограниченное количество хлеба по субсидируемым ценам. Остальное будет предлагаться по рыночным ценам. Позже карточки распространятся и на другие продукты.

Иначе говоря, субсидирование для торговли играет роль только тогда, когда цены стабильны. И в чем смысл субсидирования? В нежелании или невозможности для властей повышать доходы населения, чтобы оно могло позволить себе купить любые нужные ему продукты. Хоть хлеб, хоть фуа-гра.

Есть еще один фактор, о котором обычно не говорят. Несмотря на многолетние санкции, Иран ввел одни из самых жестких нормативов по качеству продовольственного зерна.

Для того чтобы признать всю партию пшеницы непригодной для пищи – достаточно найти одного долгоносика. Один этот параметр убивает на корню весь экспорт – например, из Казахстана.

В натуре зерно должно быть не менее 780 граммов на литр: по нашим стандартам, это пшеница качеством выше, чем наш 1-й класс. Наличие глютена – не менее 26 процентов. Это 2-й класс.

Исламская Республика Иран предъявляет требования к пшенице, которых нет в наших стандартах. Например, год урожая: пшеница должна быть текущего года, содержание ядовитых семян – не более 2 штук на 100 кг, посторонние объекты – не допускаются. Понятно, что все эти требования исходят из шариата. Мусульманам разрешено есть только те продукты, качество которых доказано. Но это ограничивает страну в поставщиках.

Поэтому Тегеран предпочитает закупать именно зерно, а не муку, чтобы была возможность проверить качество.

В марте правительство России утвердило введение временного запрета на вывоз зерновых культур. Он будет действовать с 15 марта по 30 июня 2022 года. Согласно документу, запрещается вывоз из РФ пшеницы и меслина, ржи, ячменя, кукурузы. Этот документ ничего не говорит о вывозе муки и круп. Кстати, именно из-за этого перед мукомольной промышленностью Грузии встала угроза банкротства.

Тут есть один тонкий момент. Мусульманин может наступить на Коран, чтобы достать хлеб. То есть он может пренебречь верой, чтобы спасти жизнь. Жизнь человека является высшей ценностью. Тогда Тегеран может и снизить требования к качеству зерна.

Что может разрешить новую дилемму Казахстана – кому продать зерно и муку, так как мы благодаря добрым соседям оказались в логистической ловушке и можем продавать только зерно, и только в Центральную Азию. Иран – великолепный рынок сбыта. 83 миллиона человек съедают почти 34 миллиона тонн зерновых. Половину хлеба страна выращивает сама. Вторую половину закупает. Пока в основном в России. Из-за стабильности поставок, близости производства и достаточно высокого качества. И в этот рынок есть возможность вклиниться. Если нет, то использовать терминалы Ирана для выхода в порты Индийского океана. Почему российское зерно правит бал на нашем рынке: ответ получен в Северном Казахстане

Иранский зерновой союз сообщил, что страна нуждается в импорте порядка 7 миллионов тонн пшеницы до марта 2023 года. Часть этого хлеба поставит Россия. Тегеран становится стратегическим союзником для РФ. Кто станет вторым поставщиком?