Журналистка из штата Техас приехала в нашу страну по программе дипломатической миссии США в Казахстане, для того чтобы поделиться с казахстанскими коллегами своими знаниями в области использования соцсетей для более эффективной работы масс-медиа.
– Соня хорошо знает проблемы СМИ стран бывшего Союза, так как работала в Москве, Санкт-Петербурге, Киеве и Самарканде, – рассказал нам советник по вопросам прессы, культуры и образования Тристрам ПЕРРИ. – Она имеет опыт работы в разных компаниях, которые переходили из печатного варианта в digital – цифровой. В этой стадии сейчас находится Казахстан. После Алматы Соня отправится в Астану и Шымкент – казахстанский Техас (смеется).
Прежде всего мы поинтересовались у нашей коллеги: чем, на ее взгляд, кардинально отличаются СМИ стран бывшего Союза от американских?
– В США у журналистов больше возможностей, – рассказывает коллега. – В той же России есть газеты, таблоиды, которые могут многое рассказать о жизни селебрити и знаменитостей, но тема политики для них закрыта. Наш журнал существует за счет рекламы, но мы стараемся отделять рекламу от журналистской работы. Иными словами, ничто не мешает критически писать о компаниях, людях, размещающих в Texas Monthly рекламу. Один доктор очень преданно размещал в нашем журнале рекламу. Он лишился лицензии, но его клиника продолжала работать. Мы постоянно писали про эту ситуацию, и, что удивительно, он продолжал у нас размещаться.
– Соня, а как рождаются у вас скандалы?
– Обычно мы живо реагируем на то, что пишут другие газеты, ловим разные моменты из жизни знаменитостей. Как-то на первой полосе нашего журнала вышла фотография губернатора Техаса, где он, мягко говоря, скривил лицо. Этот снимок был сделан в тот момент, когда он вспоминал что-то... Конечно, он на нас за это обиделся.
Для американских журналистов самые важные медиа – “Твиттер”, “Фейсбук”. Примерно 25 процентов информации мы берем из соцсетей. Конечно, она нуждается в фильтрации. Сразу после взрывов в Бостоне газета “Нью-Йорк таймс” разместила в “Фейсбуке” фотографию с финишной прямой и обратилась к пользователям с просьбой идентифицировать тех, кто был изображен на фото. И читатели помогли! Таким образом журналисты смогли найти очевидцев трагедии.
Вся Америка, журналисты само собой, следили в соцсетях за недавним выступлением сенатора Техаса Венди Дэвис, которая 11 часов (!) подряд выступала против введения запретов на аборты. По действующим правилам, оратор не может садиться, опираться на трибуну или прерывать речь для приема пищи. И она справилась! Происходящее вызвало живой отклик у людей: у здания местного капитолия немедленно собралось более 5000 протестующих! Даже президент Барак Обама заглянул в “Твиттер” и отправил сообщение: мол, что-то интересное там происходит в Остине…
Соцсети становятся влиятельной силой. Посмотрите, 11 процентов населения в мире имеют аккаунты в “Фейсбуке”, их больше, чем владельцев автомобилей. В среднем один пользователь проводит там 700 минут в месяц. У “Твиттера” – более 220 миллионов пользователей, совершается 150 миллионов твиттов в день.
– Какие темы особенно популярны у ваших читателей?
– Мы пишем обо всем: о политике, культуре, еде, путешествиях, преступлениях. Нас очень интересует ситуация в разных странах, например, все, что связано с Западным Казахстаном, где, как и в Техасе, есть нефть. Очень любят наши читатели криминальные истории. В прошлом году журнал вмешался в ситуацию мужчины, приговоренного к смертной казни, и в итоге его выпустили на свободу. Одна из самых популярных историй за последний год – про человека, который предположительно убил свою жену. В США очень агрессивные работники прокуратуры, и они долгие годы не давали разрешения провести анализ крови на ДНК. А когда наконец разрешили, то только через 25 лет выяснилось: убийца – совсем не тот человек. Подозреваемый был оправдан.
– Как вам Алматы после других городов СНГ?
– О, очень красивый зеленый город! На мой взгляд, алматинцы, и в целом казахстанцы, более открытые и добродушные, чем россияне. Но, если честно, я очень скучаю по работе в странах бывшего Союза...