Немного позже свершился суд: поселковый пьянчужка - знахарь, которого родители ребенка пригласили совершить традиционное обрезание, отправился в тюрьму.
Это случилось на заре независимости Казахстана, пятнадцать лет назад в Атырауской области. Но и сейчас тенями прошлого всплывают в нашем обществе знахари, знахарки, колдуны и "провидцы". В жажде чуда люди несут им боль. А получают - смерть и неизлечимые болезни.
В гостях у ферганской ведуньи
Радикулит - как стихийное бедствие! Еще вчера ты был полон сил и энергии, мог горы свернуть, а сегодня беспомощно лежишь на кушетке, подставив свою поясницу невропатологу, ревешь белугой и - клянешь на чем свет стоит сквозняки и "бесплатную" медицину!
Свет меркнет в глазах: каждую клеточку твоего тела пронизывает -боль!!! А врач… Да что может этот "эскулап" из районной поликлиники, у которого в арсенале назначений лишь вонючие притирки да новокаиновая блокада? За спиной слышу деликатное покашливание медсестры: "Знаете ли… Есть человек, который может вам помочь…"
Ну вот, опять начинается! Сейчас мне порекомендуют "суперспециалиста" - иглотерапевта, разовый гонорар которого чуть-чуть не дотягивает до цены новенького "Боинга". "Нет-нет, что вы! Это совсем недорого!"
В руку мне упал клочок дешевой желтой бумаги, весьма отдаленно напоминающий визитку: "Патима-апа, биоэнерготерапевт, традиции врачевания дервишей из Ферганской долины, энергический массаж, предсказание прошлого и будущего, гадание на кумалаках, порча, сглаз, приворот. Заговаривает зубы и радикулит. Цена договорная". Та-а-ак, уже интересно. Особенно впечатляет "предсказание прошлого" и "заговаривание зубов". Неловкий поворот и - боль пронзает поясницу! Господи!!! Пойду! К Патиме! К черту лысому! Лишь бы отпустило, хоть на минутку…
Наследница традиций ферганских дервишей снимает дом недалеко от рынка "Алем-XXI". Первое, что бросилось в глаза - фантастических размеров мусорная куча во дворе. Даже зимой здесь нет спасения от жирных зеленых мух. Патима-апа принимает поздно вечером, после того как вернется с базара, где она торгует ширпотребом. В Астану целительница (уроженка солнечного Узбекистана) перебралась, бежав от "завистливых конкурентов", строивших ей козни на каждом шагу. Так она сама говорит.
Я выждал часа два в сенях, прежде чем целительница соизволила меня принять. В комнате, устланной побитыми молью коврами, пахло прокисшей овчиной и почему-то вино-водочным перегаром. На самом видном месте - Коран, Библия и… голый ослиный череп. Целительница, сразу "перешла к делу" - стала выспрашивать о моей работе и величине зарплаты. Удовлетворившись ответами, она схватила мою правую руку, закатила глаза, зашептала молитву и впала в транс. Затем, целительница велела мне раздеться по пояс и лечь ничком на ковер. Она долго читала молитву. Так долго, что я, грешным делом, задремал, но из дремы меня вырвали самым зверским образом - ладонь целительницы резко опустилась на мою поясницу. Я ревел и скакал по комнате, как дикий мустанг, а ферганская ведунья громко выкрикивала заклинания. Боль не прошла совсем, но ослабла.
Не стоило больше испытывать судьбу, и я заговорил об оплате. Завидев купюру в тысячу тенге, Патима-апа обиженно скривила губы. Она, конечно, женщина не богатая и готова принять сей скромный дар, но, как ей кажется, возвращенное здоровье стоит намного больше. "И сколько же оно стоит?" - еле сдерживаясь от злости, поинтересовался я. Целительница скромно потупила взор и почти неслышно прошептала: "Двести долларов, как раз будет". Мы торговались еще минут сорок и, наконец, сошлись на двух тысячах тенге. Ведунье показалось мало, и она завела разговор о статье, рекламирующей ее услуги. Правда, когда речь зашла о том, чтобы материал сопровождался ее фотографией, Патима-апа стала выказывать явное беспокойство: "Ой-ба-а-ай, не надо фотографии! Вдруг еще узнает кто?"
Остается только догадываться, кого и чего боится "наследница традиций ферганских дервишей"…
"Пока живут на свете простаки…"
Астана становится Меккой для знахарей всех мастей. Со всех концов СНГ они съезжаются сюда на запах легких денег. Газеты пестрят объявлениями биоэнерготерапевтов международного уровня, потомков сибирских ведьм и учеников индийских гуру. Диапазон целительных методик широк и разнообразен: от уринотерапии до бесконтактного массажа Рей-ки. Офисов экстрасенсов в Астане больше, чем сапожных будок. Цены - "договорные" и зависят только от степени доверчивости клиента. Тысяча первый (по Остапу Бендеру) способ изъятия излишков денег у населения действует безотказно.
Кое-кто из астанчан до сих пор вспоминает молниеносные гастроли экстрасенса женского пола с характерной фамилией Лавэ (по-цыгански - "деньги"), соблазнившей сограждан "исцеляющей" поездкой в Заилийское Алатау. Люди с различными формами хронических заболеваний сердца и сосудистой системы устремились за ней, как за новым пророком. Марш-броски по горам, скудная кормежка, грязный, неотапливаемый коттедж бывшего пионерского лагеря, вши - вот все, что они получили от целительницы. На деньги, которые они заплатили за "турпоход" можно было бы излечиться от любой хвори в европейской клинике.
Словно метеор промелькнул в Астане потомок древнего рода бурятских лам-врачевателей. Новоявленный целитель предлагал чудодейственные смеси из лекарственных трав Тибета на условиях предоплаты. Лама "ушел в грядущее" вместе с деньгами легковерных простаков.
Есть в Астане и свои, доморощенные целители. Почтенный старец Кигай известен в редакциях всех городских газет. Он исцеляет луком, черной редькой, черной морковью и… керосином, используя его, как мазь. Был случай, когда некоторые астанинские дамы, последовав его совету, принялись лечить керосином женские болезни. Итогом лечения неизменно становилась больничная койка в гинекологии.
С юга и севера страны нестройным косяком прут в столицу экстрасенсы, ставящие диагноз по картам Таро, мануалисты-ученики мастеров Шаолиня и прочие, прочие, прочие. Несть им числа! Даже в городском департаменте здравоохранения, куда обращался ваш покорный слуга, затрудняются назвать число практикующих в Астане экстрасенсов.
Впрочем, со стороны врачей были попытки направить процесс увлечения экстрасенсорикой в законное русло. В Центре традиционной и народной медицины методики астанинских знахарей проходили апробацию. Экстрасенсам давали возможность принимать больных и, параллельно, вели медицинский контроль за их самочувствием. Казалось бы, действенный метод давал возможность отсеять самозваных целителей. Но, насколько нам известно, ни один из обратившихся сюда "биоэнерготерапевтов" не уезжал без положительного отзыва. Факт, сам по себе, заслуживающий внимания. Обратила на него внимание и прокуратура. Но, увы, прокурорская проверка, выявив ряд фактов нарушения закона "О системе здравоохранения", на том и завершилась. Какие выводы сделал из этого столичный департамент здравоохранения неизвестно. "Бегущая строка" местных телеканалов по-прежнему рекламирует услуги знахарей всех мастей.
Осторожно: самозванцы!
Так как же оформляются лицензии на целительство? Об этом мы решили расспросить наш источник Минздраве. Свое имя руководитель структурного подразделения министерства открывать не стал, но наше любопытство удовлетворил сполна.
- С марта 2000 года лицензирование частного сектора медицины ведется централизованно. Проанализировав ситуацию, мы выявили, что около 40% всей частной практики приходится на целительство. До недавнего времени Республиканский Центр современной и восточной медицины, после апробации лечебной методики целителей, выдавал целителям два удостоверения - свидетельство о присвоении звания "народный целитель" и свидетельство-допуск, дающее право на занятие этим видом деятельности. После получения этих документов, целитель обращается к нам за получением лицензии.
- Отказывали часто?
- В прошлом году Минздравом приостановлено действие ряда лицензий. Причиной отзыва послужили многочисленные жалобы пострадавших от их "лечения" и неудовлетворительное санитарное состояние помещений, где велся прием больных.
- А сколько их всего по стране?
- Из тех, кто получил лицензию Минздрава? Не более двадцати человек.
- Сколько стоит лицензия на целительство?
- Сама лицензия - ничего. Но есть такое понятие - "лицензионный сбор". Он не превышает 10-ти расчетных месячных показателей - это чуть меньше восьми тысяч тенге.
- Вы говорили о тех, кто получил лицензию в Минздраве. А что есть и те, получил ее в другом месте?
- До недавнего времени ТОО "Республиканский центр современной и восточной медицины" имел около 500 своих представителей во всех регионах страны. Все они работали под его эгидой. Наши проверки показали, что большинство целителей, якобы сотрудничающих с Центром, на самом деле ничем и никак с ним не связаны. В настоящее время такая практика признана не соответствующей законодательству.
- То есть они работают незаконно?
- Безусловно. Но помимо этих категорий лиц, есть и другие - работающие бесконтрольно, вообще без каких-либо разрешительных документов. Часто их деятельность маскируется под гадание, предсказания и прочий оккультный промысел. Мы готовим централизованную компьютерную базу данных и выясняем, кто, где и при каких обстоятельствах выдавал им свидетельства, дипломы и так далее.
- Выходит, что и "божий дар" требует документального подтверждения?
- Естественно! Более того, я посоветовала бы всем, кто приходит на прием к биоэнерготерапевтам, экстрасенсам и т.д, поинтересоваться, а на основании чего работает человек, которому вы вручаете свое здоровье?
Поразмышляем. Министерство здравоохранения впервые за годы независимости обратило внимание на проблему знахарства. Что ж, лучше поздно, чем никогда. Остается только надеяться, что этот шаг был продиктован заботой о здоровье граждан, а… не финансовыми соображениями.
В очередь - за чудом
Жизнь нас бьет и учит: чудес не бывает! Так откуда же эта незыблемая вера в мгновенное исцеление? Кризис коммунистического режима стал началом переворота в общественном сознании. Сначала мы отвергли воинствующий советский атеизм и поголовно уверовали в Бога. Потом признали существование "параллельной медицины" и, фактически, уравняли в правах врачей и экстрасенсов. С газетных страниц не сходили портреты Джуны, а самое прибыльное эфирное время на телевидении было отдано во владение Кашпировского и Чумака. И пошло-поехало! Рекламные ролики колдуна Тарасова, оживляющего труп в московском морге… Многословные статьи об экстрасенсорике и биоэнергетике в журналах "Наука и религия" и "Знание-сила"… Как грибы после дождя стали плодиться и размножаться различные ассоциации парапсихологов, оккультистов и поклонников сверхмодных оздоровительных систем. В сознание бывшего "совка" стали стремительно вторгаться новые понятия: "порча", "сглаз", "карма". Из Уголовного Кодекса сама собой "выветрилась" статья, предусматривающая наказание за знахарство. Страну покрыла тень вора и конокрада Гришки Распутина - так всегда бывает в период безвременья и духовного опустошения. Об опасностях "бесовщины" предупреждало исламское и православное духовенство. Но что нам до предостережений?
Есть и еще одна причина, породившая повальное увлечение знахарством - кризис советской системы здравоохранения. Всем известно, к чему привели наши попытки изменить ее, а точнее, не меняя в целом, применить к реалиям рынка. Наши деньги, аккумулированные в печально известном ФОМСе, сегодня, вместе с Талапкером Иманбаевым, "греют" экономику Америки.
Идея страховой медицины была навсегда скомпрометирована в глазах казахстанских граждан. А что мы имеем теперь - на сто верст один врач, да и тот недоучка! Параллельно образовалась целая отрасль теневой экономики. Конечная цель "предпринимателей от чуда" - внушить гражданину, что он исцелен и - содрать с него побольше.
Воистину: "Сон разума рождает чудовищ!".
Фото job43.ru