Соло для “контрабаса”

Данные военной прокуратуры рисуют не слишком привлекательный портрет казахстанского военнослужащего. С января текущего года отношения между защитниками отечества 72 раза выходили за рамки уставных. Еще семеро служивых взбунтовались против порядка подчиненности, 9 проявили преступную халатность, 11 нарушили правила несения внутренней службы, а превышение власти достигло рекордной отметки – 81 раз!

Кроме того, двое военнослужащих нарушили правила вождения автотранспорта, что привело к трагическим последствиям. Хулиганили солдатики 18 раз. Один из них похитил оружие, восемь торговали наркотиками, один искалечил другого. Семерым военнослужащим предъявлено обвинение в изнасиловании, а один совершил убийство. Но подавляющее большинство отдалось самому распространенному пороку: библейская заповедь “не укради” нарушена 91 раз!

Чемпионами среди армейского криминалитета стали военнослужащие по контракту – так называемые “контрабасы”. На их счету 129 преступлений. За ними следуют 113 офицеров и 98 рядовых. Прапорщики 15 раз попадали в поле зрения военной полиции и прокуратуры, а из числа сержантов в роли обвиняемых выступил десяток человек.

БЬЮТ – БЕГИ?По мнению сотрудников военной полиции, военно­следственных управлений и военной прокуратуры, одним из основных показателей криминогенности в Вооруженных силах является самовольное оставление части военнослужащими.

Ведь, как показывает статистика, в большинстве случаев причиной самоволок является не слишком, мягко говоря, благоприятный микроклимат в частях и подразделениях. Если солдата регулярно унижают и избивают, то он часто решает покинуть негостеприимную казарму. Поэтому рост преступности в войсках неизбежно приводил к увеличению количества самоволок.

Однако в последнее время все происходит с точностью до наоборот – количество преступлений множится, а число солдатских побегов… снижается!

В 2006 году военнослужащие 179 раз сбегали из расположения своих частей, в 2007­м – 133 раза, а с начала текущего года произошло всего 49 побегов (за аналогичный период прошлого года из воинских частей сбежали 57 солдат).

Изучив эти цифры, работники прокуратуры сначала пришли к анекдотичному выводу, будто военнослужащие срочной службы… разучились бегать. Потом заподозрили было, что командиры пытаются скрыть факты самоволок, чтобы им самим не влетело от руководства. Но все оказалось гораздо проще.

Как выяснилось, главную головную боль отцам­командирам доставляют преступления против порядка подчиненности и единоначалия, а совершают их “контрабасы” – военнослужащие контрактной службы. Проще говоря – ну никак не хотят контрактники подчиняться старшим по званию!

По данным прокуратуры, пришедшие в армию служить по контракту любят подраться. Но бежать из воинских частей им смысла нет. Служат­то они добровольно, получают за это зарплату. И в отличие от солдат­срочников после окончания рабочего дня имеют право уходить домой. Но предоставленной им свободой действий и перемещений контрактники распоряжаются своеобразно: тут и управление автотранспортом в нетрезвом виде, и хулиганство, и избиения, и изнасилования.

Бывает, контрактники и срочников притесняют. Был, например, в одной из воинских частей младший сержант по кличке Рэмбо. Для начала он потребовал, чтобы солдатик сбегал за сигаретами. Тот согласился. Потом сержант снова отправил его в табачный киоск. В третий раз солдат идти отказался, за это Рэмбо жестоко избил его в туалете. Затем, дождавшись ночи, сержант подкрался к спящему солдату и… ударил его по голове табуретом.

Другой сержант­контрактник, служивший в Петропавловском высшем военном училище МВД, систематически избивал одного из курсантов и отбирал у него деньги…

ЗА ЧТО НЕ ЛЮБЯТ КОМАНДИРОВ?Анализ криминогенной обстановки в Вооруженных силах, других войсках и воинских формированиях республики за последние пять лет показывает, что наиболее распространенными видами преступлений стали преступления против единоначалия. Причем количество их возрастает с каждым годом. С начала 2008 года по сравнению с прошлым годом прирост этих видов преступлений составил 400 процентов!

Судя по цифрам статистики, начиная с 2003 года и до настоящего времени самую стойкую "аллергию" к руководству испытывают военнослужащие пограничной службы КНБ, которые 60 раз поднимали руку на своих командиров.

Второе место – 46 преступлений – удерживают воинские части и соединения Министерства обороны, а третью ступень сомнительного пьедестала зарезервировали внутренние войска МВД – 33 подобных факта.

При этом больше всех – 138 раз – отличились рядовые, на счету сержантов – 39 подобных преступлений, а офицеры поколотили собственных командиров 13 раз.

Так, двое лейтенантов вместе с двумя своими подчиненными в поселке Жетыген Алматинской области набросились с кулаками на… патруль военной полиции. Военное следствие выяснило, что перед атакой на патруль офицеры употребили четыре бутылки горячительных напитков. В настоящее время материалы уголовного дела направлены в военный суд.

Рядовой Республиканской гвардии за пару месяцев службы до такой степени надоел командованию своим агрессивным поведением, что его перевели служить в другое подразделение. Но и там он продолжал пьянствовать и в один прекрасный день, избив старшего лейтенанта, сбежал из расположения части. Сейчас он осужден.

А в Усть­Каменогорске сержант вместе со своим сослуживцем­рядовым набросился на капитана и избил его до потери сознания. Сейчас сержант отбывает срок, а его подельник находится в розыске.

Трое пограничников были направлены на удаленный от расположения части пост “Матай”. Там, вероятно от скуки, они организовали пьянку, а в ответ на замечание старшего лейтенанта бросились на него с кулаками.

На другой пограничной заставе старший лейтенант нарушил пункт 78 Дисциплинарного устава Вооруженных сил, запрещающий требовать объяснения от подчиненных, находящихся в состоянии алкогольного опьянения (оказывается, есть такой!). Пригласив нетрезвого военнослужащего в канцелярию, офицер принялся выяснять, с кем тот пил и что именно пил. Подчиненному допрос не понравился. Схватив со стола заостренный черенок лопаты он… проткнул командиру плечо!

ПСИХОЛОГОВ – В АРМИЮ!С чем связан рост таких невероятных для армии преступлений, как неподчинение, а то и агрессия в отношении старших по званию?

Работники военной прокуратуры, анализирующие подобные факты, полагают, что выпускники военных институтов не могут применить на практике теоретические знания по предмету “Военная педагогика и психология”. А офицеры, призванные из запаса, окончившие военные кафедры гражданских вузов, этот предмет во время “военки” вообще не изучают. Потому и не могут наладить контакт с подчиненными.

А иногда поступают и вовсе непедагогично, помогая виновным избежать наказания. Так, бывший командир одной из воинских частей Шымкентского гарнизона в чине подполковника уговорил начальника погранзаставы “Ынтымак” помириться с контрактником, который избил старшего лейтенанта на глазах других военнослужащих. В результате подполковничьего вмешательства конфликт был исчерпан, в возбуждении уголовного дела было отказано. Но к чему приведет подобная “миротворческая” политика, догадаться нетрудно: избежавший наказания военнослужащий уверится в собственной непогрешимости и примется за старое, а случай этот может стать примером подражания для других.

ГРУППА РИСКА?Как нам стало известно, руководство Главной военной прокуратуры распорядилось, чтобы все военные прокуроры регионов, гарнизонов и войск усилили контроль за службой и бытом военнослужащих по контракту. По мнению прокуроров, именно они составляют на сегодняшний день основную группу риска. Другими словами, если “контрабасов” не занять полезной деятельностью, они превратят армию в подобие исправительного учреждения.

За пять месяцев 2008 года казахстанские военнослужащие 432 раза нарушали закон, тогда как за аналогичный период прошлого года – только 357.

Выросло и число тяжких преступлений: 71 против 60 прошлогодних.

Олег ГУБАЙДУЛИН