Сразу после распада СССР и социалистического блока в Восточной Европе Фрэнсис Фукуяма провозгласил "конец истории", означавшей полную победу либерализма. Но уже в 2001 году либеральная идея пошатнулась. Теракты 11 сентября вынудили государства пойти на крайние меры и следить за своими гражданами, нарушая их право на частную жизнь. Сейчас, в 2020 году, во время пандемии коронавируса мы видим окончательное падение минимального государства, которое никуда не вмешивается и старается устраниться отовсюду – даже от социальной сферы, сообщает Informburo.kz.
В сущности, такой отказ от вмешательства в рынки и жизнь граждан и наращивания социальной инфраструктуры привёл к тому, что либеральные демократии, такие как Италия, Испания и Франция, оказались неготовы к тому, что вирус будет распространяться по всей планете, не обращая внимания на границы. Теперь Италия и Испания, не сумевшие вовремя мобилизоваться, потеряли больше людей, чем Китай.
Президент Франции, кажется, впервые с 1945 года говорит о том, что мы сейчас находимся в процессе войны. Его слова подтверждают и экономисты. Почти 30% населения мира изолирована в своих домах, как будто за окнами ведутся боевые действия. Враг опасный и невидимый, и он вынуждает пересматривать свои взгляды на то, как должно быть устроены государство и общество.
Конца истории не случилось. Наоборот, мы столкнулись с великим кризисом, который толкает развитие человечества в совершенно противоположную сторону. Из-за того что мировое сообщество игнорировало угрозу пандемии практически десятилетие, несмотря на то, что она была предсказана и в 2007-м в исследованиях учёных и в 2015-м Биллом Гейтсом, нынешняя политическая модель развития показывает неадекватность текущему моменту.
Но у нас есть перед глазами опыт Китайской Народной Республики, сумевшей мобилизовать все ресурсы для борьбы с болезнью. Теперь, видимо, провинция Хубэй – самое безопасное место в мире, в отличие, например, от Европы, которая не смогла в полной мере перенять китайский опыт.
О чём это говорит? Нет, не о том, что авторитаризм – это выход из текущих кризисов. Кто так говорит, тот за лесом не видит деревьев. Китай на деле показывает иную модель государственного и экономического управления. Его "большое" государство со скидкой на местную культуру может служить образчиком того, как будут перестраиваться политические модели в ближайшие десятилетия в большей части стран. Мир уже точно не будет прежним.
"Коронавирус и мировую рецессию не победить в одиночку"
С похожими вызовами человечество сталкивалось не единожды, и всегда побеждала солидарность. В этом году 75 лет великой Победы. Перед угрозой коричневой чумы (фашизма) тогда сплотились Объединённые нации (СССР, США, Британская империя, прежде всего, и несколько десятков других стран).
Коронавирус и мировую рецессию не победить в одиночку. Внутри любой страны нужно единство, но это единство нужно и на международной арене. Парламент Италии выступил за отмену санкций против России, и это только начало.
Сопоставление с мировой войной уместно: никогда ещё с 1945-го народы мира не жили в обстановке осады, вынужденной изоляции и всеобщего комендантского часа. Сейчас самое время прервать торговые войны США и Китая, Саудовской Аравии и России (эта война ударила по ценам на нефть, и они не скоро оправятся). Такие вызовы – повод для общемировой солидарности, для единения всех людей независимо от нации и природы политических режимов.
"Ситуация такая, с какой казахстанцы не сталкивались даже в самом начале независимости"
Это большое испытание и для Казахстана. Мы уже погрузили экономику в искусственную кому, заперли два крупнейших центра страны на замок и наблюдаем за тем, как наши сограждане заражаются новым вирусом. Невидимый враг вторгся и к нам.
В своём обращении к нации Елбасы Нурсултан Назарбаев очень чётко подметил: "На корабле у всех одна судьба". В условиях идеального шторма мы должны действовать согласованно, нам нужны солидарность и единение. Для многих стало очевидным, что самое мощное противоядие этому страшному вирусу – это коллективная сознательность и не прекращающееся сотрудничество всех.
Мы должны поддержать институт президентства, точку сборки казахстанского общества, выразителя тревоги нации в такой кризисный момент. Тем символичнее текущая угроза, что в этом году этому институту в Казахстане 30 лет, и впервые в истории страны эту позицию занимает не Нурсултан Назарбаев, который уже был в похожей и не менее сложнейшей ситуации в 90-х годах.
Елбасы в своём обращении призвал поддержать действия президента Токаева и Правительства. В условиях введённого чрезвычайного положения наши ключевые органы власти проявляют смелость и выделяют 4,4 трлн тенге (фактически 40% бюджета) на борьбу с пандемией и её экономическими последствиями.
Мы видим различные поручения главы государства: и сотни миллиардов тенге на кредитование малых предпринимателей, фактически базовый доход для тех, кто потерял работу, в виде минимальной заработной платы и различные налоговые преференции для тех, кто не сможет в ближайшее время заниматься предпринимательской деятельностью. Это быстрые, точечные и необходимые шаги, но и ситуация такая, с какой казахстанцы не сталкивались даже в самом начале независимости нашей страны.
Государство выделяет деньги потерявшим работу, даёт налоговые отсрочки и дешёвые кредиты бизнесу, вынуждает банки идти навстречу населению и предпринимателям. Но в этой ситуации наши сограждане должны также проявить свою политическую волю и доверие к властным институтам. Те, кто может, должны посильно помогать больным и тем, кто находится в зоне риска, поддерживать врачей и быть волонтёрами, давать деньги, если они у них есть, благотворительным фондам и НПО.
Гражданское общество проверяется не только в электоральных кампаниях, но и в таких кризисных ситуациях. Мы все в одной лодке и должны внести посильный вклад в победу над болезнью в пределах нашей страны. Победив её у себя, мы не будем подвергать опасности наших соседей и партнёров.
"Необходимо отказаться от гражданских свобод в обмен на жизнь"
Война будет продолжаться, возможно, не одну неделю и не один месяц. В этих условиях мы должны сохранять единство, какое, например, продемонстрировали китайцы. Провокаторов мы должны в условиях военного положения наказывать соответственно моменту. Например, есть личности, которые говорят о том, что у казахов откуда-то есть иммунитет к новому вирусу, есть те, кто призывает спасать сначала экономику, а на людей обращать внимание во вторую очередь, – всё это проявления частного фашизма, в текущих условиях это зло. Все они достойны наказания.
Подвергать людей опасности сейчас, когда десятки тысяч умирают в Европе и больше 200 тысяч человек заболели в США, – это преступление, фактически это желание повторения таких же условий и у нас. В действительности сейчас необходимо отказаться от гражданских свобод в обмен на жизнь и вернуть их только после пандемии: ни о какой свободе передвижения или свободе слова мы говорить сейчас не можем. В ХХ веке цензура просто перекрывала поток информации. В ХХI веке цензура осуществляется путём снабжения людей ненужной и зачастую фейковой информацией.
В такой трудный момент мы должны отбросить свои политические конфликты и выступить единым фронтом против невидимого врага. Граждане должны соблюдать карантин, объявленный властями, государство – помогать бизнесу, бизнес – не увольнять людей, лишая их будущего. Этот год будет, как я уже ранее говорил, возможно, самым тяжёлым в истории современного Казахстана, и именно в этих условиях мы проявимся как нация – способны ли мы к демократии и плюрализму мнений, способны ли мы помогать слабым и не думать исключительно о личной выгоде в момент, когда весь без исключения народ находится в опасности.
В целом, вне всякого сомнения, многонациональный казахстанский народ демонстрирует законопослушность, сплочённость и единство народа и власти в критический момент. Елбасы подчёркивал в своём обращении, что наше единство – лучший рецепт преодоления трудностей. Обладая им, мы достигнем всего, что необходимо для страны, и преодолеем любые возможные трудности. А впереди их много: и глобальное изменение климата, и непрекращающаяся эпидемия фейковых новостей, и технологические аварии. С этим мы всем столкнёмся, именно поэтому нам необходимо народное единство, но ситуация требует, чтобы набрались ещё мужества и терпения.
Такие примеры уже показывает и Европа, ставшая эпицентром борьбы. Ирландские партии, находящиеся в оппозиции друг к другу, сформировали коалиционное правительство и борются общими силами. Бельгийское переходное правительство получило широкие полномочия, чтобы противостоять общенациональной угрозе. В Германии все, включая оппозиционные партии, поддержали лидера страны – уходящую по состоянию здоровья Меркель – и голосуют за нужные инициативы.
Если мы правда утверждаем себя как зрелое общество, то должны проявить подобную солидарность и единение. После победы над коронавирусом мы ещё успеем вступить в дебаты и испытать друг друга в политической борьбе на парламентских выборах. Наша общенациональная цель сейчас – дать этой победе состояться. Казахстанская экономика сейчас представляет собой разбомбленную Арысь, которую необходимо восстанавливать, но для этого нужны две вещи: дождаться, когда кончится пандемия, и найти в себе силы для гражданского порыва.