Вместо автоматов Калашникова и магазинов с патронами в руках солдат-срочников этого единственного в Казахстане военно-научного взвода паяльники и припой. Вместо боевых машин – компьютеры. Из армейской классической атрибутики неизменной остается только лишь солдатская казарма с железными кроватями да “дневальным на тумбочке” рядом с входом в подразделение.
– Сми-иии-р-рно! Дежурный по взводу на выход! – громко командует дневальный Заки МЕНЖАНОВ, когда командир взвода переступает порог вверенного ему подразделения.
– Вольно! – обращается к своим подчиненным командир ВНВ лейтенант Бауыржан ДЖАНДОСОВ. – Продолжайте занятие.
Камуфляжная форма ребятам к лицу. Сейчас их здесь всего 12, отважная дюжина (6 человек с весеннего призыва и 6 – с осеннего). Все холостяки. Подтянутые, стройные, улыбчивые. В солдатском строю не заметил ни одного с лишним весом. Все, как на подбор, здоровые и сильные. А еще очень умные и интеллигентные. Военные “ботаники”, одним словом.
– Главная наша задача – активное участие в научной работе по направлениям инженерно-технологического профиля, робототехники, IT-технологий, кибербезопасности, – комментирует по ходу экскурсии специально для “КАРАВАНА” Бауыржан Джандосов. – В военно-научный взвод призываются наиболее талантливые юноши, склонные к научной работе и предварительно отобранные представителями местных органов военного управления (МОВУ). Военкоматами то есть. Основным критерием для отбора (кроме состояния здоровья) является наличие образования в сфере информационных технологий, точных наук и робототехники.
– Бауыржан, каков конкурс на одно место в вашем научном взводе? Все ведь мечтают отслужить год в таких суперкомфортных, а главное, безопасных условиях. Да еще и заслуженный военный билет получить при этом. Настоящий военный билет, а не “белый”.
– О существовании ВНВ пока мало кто знает. Потому набор идет в спокойном режиме. Ажиотажа нет. Ребята трудятся не покладая рук. У каждого есть свой научный руководитель – офицер. Они вместе работают, проводят перспективные исследования по направлениям тематики видов и родов войск Вооруженных сил.
– А если более конкретно? Что полезного солдаты здесь производят за год срочной службы? И успевают ли за это короткое время достичь хоть каких-то ощутимых научных (!) результатов?
– Подчиненные солдаты работают над программой по созданию собственных платформ для роботехнических систем (БПЛА), по распознаванию лиц, трехмерного прототипирования (3D-принтеры). В создании учебных модулей для безопасности, жизнедеятельности воинской службы. В разработке и использовании официального веб-ресурса Национального университета обороны. То есть нашего сайта. В обновлении электронных топографических карт, создании автоматизированной системы управления учебным процессом. Это пилотный проект для Военного института сухопутных войск. Активно участвуют в других вопросах учебной и научной работы университета. Скучать не приходится.
Командир взвода – из семьи военного. Его отец, полковник Орынбек Джандосов, в 1979 году выполнял интернациональный долг в ДНР Ангола, где за внесенный вклад в борьбу и защиту интересов дружественного народа был награжден орденом “Герой Анголы”. Дружная семья, с уважением относящаяся к воинской службе, о которой можно рассказывать часами и с которой, несомненно, брать пример. Я в свое время был знаком с главой семьи и знаю, какое воспитание получили его сыновья Тимур и Бауыржан. Дочь Людмила, кстати, тоже на государственной службе. 15-летний внук Кирилл – мастер спорта по плаванию, многократный чемпион Казахстана, призер Азиатских игр 2019 года.
Но сегодня разговор с лейтенантом Джандосовым шел исключительно о его талантливых подчиненных и их личном вкладе в военную науку.
– Хотел бы особо отметить рядового Артема СЫСОЛОВА, который по окончании КазНИТУ имени Сатпаева (кафедра кибербезопасности, обработки и хранения информации) попал служить в наш взвод. Очень способный разработчик программного обеспечения. Здесь он ведет проект по распознаванию лиц. Служит у нас еще один талантливый парень – рядовой Дмитрий ЗАБРОВСКИЙ, который обучался за рубежом по специальности “инженер робототехники”.
– Когда подъем-то у ваших ученых солдат? На полигон они выезжают стрелять? Приемами рукопашного боя владеют?
– Естественно, несмотря на активную научную деятельность, мы же, прежде всего – военное подразделение! Потому выполняем все требования общевоинских уставов. Каждый день расписан по минутам, начиная с подъема в 6.30 и заканчивая вечерней прогулкой с песней на плацу, вечерней поверкой и отбоем в 22.30. Физические занятия, строевая подготовка, стрельбы – всё по плану. И с родителями своих подчиненных я держу связь, так как отвечаю за них своей головой (улыбается).
– Ссорятся парни? Есть что делить им между собой? В увольнения ходят?
– Грубости не допускают, но в спорах очень эмоциональны. Мужской коллектив! Всё в жизни бывает, зачем скрывать. Но они все нацелены на конечный результат своего военно-научного труда. В этом и весь кайф. Увольнений из-за пандемии пока нет. Но и в стенах университета у нас есть отличная возможность хорошо отдохнуть от дел, расслабиться: шашки, шахматы, песни под гитару, спортивные игры, чтение книг, сон. Как и везде – в обычной армейской обстановке.
АЛМАТЫ