Комплекс курганов вокруг древнего городища Отрар в Южно-Казахстанской области – так называемый Отрартобе – издавна привлекал к себе внимание многочисленными легендами о спрятанных сокровищах и зарытых кладах. Что отчасти подтверждалось находками старинных монет и древних драгоценных украшений. Однако главные сокровища древнего Отрара вряд ли можно измерить в денежном эквиваленте.
18 метров культурного слоя
Городище Отрартобе, где расположились развалины древнего города Отрар, видно за многие километры в степи. Холм возвышается на 18 метров. Что любопытно, эту насыпь не делали специально, она получилась в ходе естественного существования города в течение двух тысяч лет.
Первоначально центр города обносили крепостной стеной – цитаделью. И внутри под защитой стен начиналось бурное градостроительство. Строительным материалом в основном служил сырцовый глинобитный кирпич. Со временем старые постройки разрушались. Их сравнивали с землей и сверху возводили новые.
Так, в течение веков древний Отрар буквально прорастал вверх над окружающей степью. Ныне археологам приходится выгребать тонны земли, чтобы докопаться до ранних слоев. И каждый слой земли представляет собой неоценимый материал для изучения определенного периода в истории Отрара.
Но такая “многослойность” во многом и затрудняет работы. Ведь, чтобы вскрыть более ранние пласты, придется жертвовать верхними. Поэтому разработана целая программа археологической комплексной экспедиции, занимающейся раскопками на городище Отрар.
– Сейчас очень модно раскапывать сакские курганы. Все хотят найти еще одного Золотого человека или нечто подобное, – говорит директор Отрарского государственного археологического музея-заповедника Нуртаза Алдабергенов. – Но, на мой взгляд, гораздо интереснее обнаружение и изучение новых, неизвестных пока периодов истории и культуры прошлого. И знаковыми здесь стали раскопки в этом году основания фортификационной крепости южных ворот древнего Отрара. В Казахстане впервые вскрывается подобное сооружение.
– Из-за многочисленных и жестоких осад города в Средние века крепостные стены сохранились лишь частично, – продолжает разговор Серик Акылбек, заведующий отделом консервации и реставрации Отрарского музея. – Однако общий план местности позволял достаточно уверенно прогнозировать расположение южных ворот Отрара. И в этом году раскопки южноказахстанской комплексной археологической экспедиции Академии наук под руководством академика исторических наук Карла Байпакова подтвердили эту версию.
Ворота в историю древнего города
В толще земли, на глубине до пяти метров, археологи вскрыли хорошо сохранившееся основание крепости.
Цитадель Отрара из оборонительных соображений была окружена рвом с водой. Городские ворота (а согласно письменным источникам, в Отраре было три главных входа) располагались в крепостных стенах. Через канал перебрасывались мосты.
На южных воротах, раскопанных археологами, мост поддерживался еще двумя фундаментальными опорами, что говорит об основательности канала – он был шириной до 10 метров и глубиной до
5 метров.
Примечательно, но именно благодаря рву с водой и сохранилось основание крепости. На верхних участках крепостной стены хорошо видны следы пожара. Видимо, в свой последний бой крепость была полностью сожжена победившими противниками. Но ее основание было прикрыто водами канала и поэтому не подверглось разрушению.
Войска Чингисхана ворвались в Отрар через северные ворота (Суфихана) – согласно легенде, они были открыты предателем. Раскопки в этом месте еще предстоят. Но и монументальные южные ворота многое могут сказать об облике древнего Отрара.
Легендарные имена
Отрар был богатым городом. И славился он не только изделиями местных мастеров и заморскими товарами. Он был богат на ученых, труды которых до сих пор известны во всем мире.
Одним из таких богатств древнего Отрара был великий мыслитель, философ, поэт и врач древности Абу Насыр аль-Фараби.
Вообще полное имя средневекового ученого состоит из почти десяти слов. Принято считать, что последнее слово в его имени – “аль-Фараби” – означает “родом из города Фараб”. Однако ученые до сих пор не пришли к однозначному мнению, существовал ли вообще такой город? Многие считают, что Фарабом называлась вообще вся область вокруг древнего Отрара, и в переводе с персидского (“параб”) означало место переправы через реку (в данном случае реку Арысь).
Аль-Фараби родился в семье военачальника. И по династическим традициям тех времен ему была уготована исключительно военная карьера. Однако он предпочел мечу книгу, и вопреки воле отца, занялся совершенно мирными делами – наукой и философией. В чем преуспел настолько, что уже при жизни был назван одним из гениев Востока. До нас дошло более 160 его работ и трактатов, посвященных философии, медицине, музыке, математике…
Умер аль-Фараби в 950 году в замке Ассаиф в Шамме (ныне Дамаск), Сирия. Однако с обретением Казахстаном суверенитета прах аль-Фараби и прах другого легендарного казахского героя – султана Бейбарса, также ранее похороненного в Сирии, были привезены на родину и перезахоронены на отрарской земле близ Арыстанбаба.
Война и мир
В Отраре в Средние века скончался и другой великий человек древности – завоеватель Тимур. Документально известно, что в одном из пригородов Отрара, замке Бетпексарайы, в начале 1405 года Тимур готовился к походу на Китай. Уже были засланы сотни разведчиков, чтобы выяснить лучшие дороги и переправы к Поднебесной. Однако буквально накануне выступления Тимур неосторожно поднялся на одну из открытых башен замка поприветствовать свое войско. В тот день был очень сильный мороз и жестокий ветер. Непобедимый Хромой подхватил сильнейшую простуду, от которой уже не смог излечиться. Он умер в этом же замке 19 февраля 1405 года.
Однако проведенная военная разведка неожиданно дала сильнейший толчок к развитию мирных контактов – возникло еще несколько направлений Великого Шелкового пути из Средней Азии в Китай.
Песни степи
И в наши времена в Отраре продолжает твориться отечественная история. Райцентр Отрарского района поселок Шаульдер – родина отца казахского вальса Шамши Калдаякова. Великий музыкант родился в семье местного кузнеца. Его “Марш целинника”, написанный в честь основателей целины, так полюбился всему народу, что впоследствии – с некоторыми изменениями – стал первым гимном Казахстана.
Примечательно, но фамилия Калдаяков – это творческий псевдоним музыканта, возникший от прозвища, дословно означавшего “родимое пятно на ноге”. Так Шамши называли жены его братьев, поскольку по казахским обычаям не принято было, чтобы снохи обращались к братьям своих мужей по именам. У Шамши на ноге была очень заметная родинка. Так и появилось прозвище Калдаяк, которое затем стало вторым именем Шамши Анагияева.
Когда-то здесь жили тигры
Богат и колоритен фольклор, традиции и обычаи местного населения.
Еще до 20-х годов прошлого века в Отрарском районе (как, впрочем, и по всему Южному Казахстану) в изобилии водились тигры, официально известные как сырдарьинские. Не случайно эти могучие полосатые кошки фигурируют во многих местных преданиях.
Так, в Средние века у мавзолея Арыстанбаба появился огромный тигр, который с жалобным мяуканьем вылизывал свою переднюю лапу. Испугавшийся смотритель святыни долго не мог понять, чем озабочен зверь. Оказалось, что в лапу животного вонзилась острая заноза. Раненый тигр в изнеможении лег у мавзолея Арыстанбаба и лежал несколько дней, отпугивая от святыни прихожан. Тогда смотритель соорудил деревянную решетку наподобие щита и, прикрываясь им, приблизился к зверю. Тигр, как будто понимая, спокойно отреагировал на человека. Смотритель вытащил занозу из лапы тигра, и тот ушел.
Совпадение это или нет – но с тех пор в окрестностях Арыстанбаба напрочь исчезли волки. Зато многие видели того самого тигра, который никогда не нападал на людей и даже охранял своего избавителя от других диких хищников.
Местные волки также внесли свою лепту в житейские обычаи и традиции казахов. Так, шуба бия – судьи – всегда шилась исключительно из волчьей шкуры. Исключительно из практических соображений: бий имел право входить в любое время дня и ночи в любое жилище кочевников. И чтобы этому не препятствовали охраняющие юрту собаки, бий надевал шубу из волка. Волчий запах отпугивал собак, безропотно пропускавших представителя кочевой Фемиды.
Мастера старались для красавиц
Возвращаясь к богатствам древнего Отрара, нельзя не упомянуть и о местных талантах. Город славился искусными мастерами. Уже тогда здесь было налажено производство стекла, которое ценилось в те времена выше золота. До наших дней дошли несколько золотых футляров, предназначенных для хранения… стеклянных кубков.
Ну а ювелиры старались для местных красавиц. Серьги, заколки, бусы делали как можно массивнее. Благодаря таким украшениям у девушек вырабатывались осанка и стать. Еще считалось, что если в косу вплести тяжелые украшения, то волосы будут гуще и толще.
А пожилые женщины надевали огромные тяжеленные серьги. И очень старались, чтобы такие сережки в конце концов разрывали мочки ушей. Считалось, что женщине нельзя умирать с проколотыми дырочками в мочках ушей – через них из иного мира в мир живых могут проползти змеи подземного царства. А если мочки уха будут разорваны, то потусторонние монстры не смогут попасть в мир людей.
Кольчуга – как семейная летопись
Издревле для кочевника оружие было священным и необходимым атрибутом. Как отмечают археологи, обнаружить меч или кинжал при раскопках практически невозможно. Бросать оружие на поле битвы, даже вражеское, было не принято, после боев победители тщательно собирали трофеи. Во множестве на месте сражений археологи находят только наконечники стрел. Настоящие же арсеналы сохранились в местах обрядовых захоронений знатных персон – тут уж холодное оружие, захороненное вместе с хозяином, представлено во всех видах.
Среди простых кочевников сабли и мечи передавались из поколения в поколение, становясь семейными реликвиями.
Конец этой традиции пришел только в прошлом веке. В стране начали периодически проводить кампанию по сдаче имеющегося на руках у населения огнестрельных и колюще-режущих предметов. Разоружение проводилось достаточно решительно и категорично. Ссылки на то, что это память о прадеде, не принимались.
Зато до наших дней во многих семьях отрарцев сохранились средневековые кольчуги, которые под статью о разоружении никак не подпадали. Некоторые экземпляры – настоящая летопись веков и традиций!
Кольчуги стоили очень дорого. Поэтому иной родоначальник семейства мог позволить себе лишь один “бронежилет”. Но старший сын, которому переходила в наследство отцовская амуниция, должен был обязательно обзавестись еще и своей “железной рубашкой”. Так из поколения в поколение в семье набиралось по 5–7 кольчуг. И все их батыр, шедший в бой, надевал на себя. Получался мощнейший и эластичный панцирь. Но главное – воин как бы оказывался под защитой всех отцов-прадедов.
Правда, одежка получалась тяжеловатой – каждая кольчуга весила до 8 кг. Но не обделенных силой батыров это не пугало.
В Национальном музее Отрара представлено множество кольчуг, которые подарили сами отрарцы из своих семейных запасов.
Какие клады скрывает степь?
Одна из самых популярных легенд о сокровищах Отрара – предание об отрарской библиотеке. Якобы правителями древнего Отрара была собрана коллекция книг, не уступавшая по своей значимости знаменитой Александрийской библиотеке в Египте. А во время одной из многочисленных осад библиотеку тайными ходами вывезли из города и спрятали в тайнике. Следы сокровища затерялись в веках.
Есть еще предание: вроде бы в начале прошлого века молодой охотник-джигит погнался в степи за лисой. Лиса нырнула в какую-то нору, оказавшуюся входом в пещеру. Заглянувший туда парень увидел в отсветах залежи древних книг. Тут лиса выскочила с другой стороны, и охотник вновь устремился за добычей. А после уже не смог найти сокровенного места.
Директор Отрарского государственного археологического музея-заповедника Нуртаза Алдабергенов к легендам об отрарской библиотеке относится исключительно как к художественному вымыслу.
– У повелителей Отрара, как в любом средневековом городе, наверняка имелась библиотека, – говорит он. – Но вряд ли это было выдающееся собрание книг. На Востоке книги всегда приравнивались к сокровищам и богатствам. И если бы отрарцы действительно спрятали где-нибудь подобный клад, то это не могло бы ускользнуть от внимания соседних правителей, ученых. За отрарской библиотекой началась бы настоящая охота уже в Средние века.
И это было бы хоть словом отражено в древних рукописях. Однако никаких письменных упоминаний ни о чем подобном в исторических источниках нет.
Впрочем, на отрарской земле нередко находили и реальные клады. В 2006 году в окрестностях древнего городища был найден кувшин с золотыми монетами. Нашел его крестьянин во время вспашки поля. Клад был передан государству, а нашедший получил вознаграждение.