Валяние из шерсти, или фелтинг, – техника изготовления из непряденой шерсти одежды, аксессуаров, обуви, игрушек, картин и многого другого – давно известно в Непале, Японии, Корее, Индии, Северной и Южной Америке, Венгрии, Турции, Германии, Литве, Эстонии, Грузии, Австралии, Новой Зеландии, Великобритании, Финляндии и других странах. В Норвегии каждый год проходит фестиваль войлока, а в России лучшие валяльщики валенок ценятся на вес золота. Во многих культурах есть свои легенды, связанные с появлением войлока.
Например, помещенные в Ноев ковчег овцы линяли, их шерсть падала на пол. Влага и копыта превратили ее в валяный ковер. В Турции археологи обнаружили фрагменты одного из самых древних войлоков на земле – в поселении времен неолита Чатал-Хююк (VII–VI тысячелетие до нашей эры).
Кочевым народам, населяющим территорию Казахстана, тоже был известен секрет валяния шерсти. Из войлока делали юрты, ковры, предметы одежды и обихода, обувь. В приданое невесты обязательно входили юрта, текеметы, сырмаки, аякапы (чемоданы, в которых хранили вещи). Внутреннюю часть саукеле – головного убора – тоже делали из войлока. И традиции передавали из поколения в поколение.
– Техника изготовления плотного войлока – с помощью горячей воды, немытой подготовленной шерсти – считалась самой уважаемой, так как требовала большой физической силы и множества рабочих рук, – говорит председатель Союза ремесленников Казахстана Айжан БЕККУЛОВА. – Невозможно скатать большой текемет или сделать покрытие для юрты в одиночку, вдвоем. Это делали всем аулом, по окончании летнего пастбищного сезона, когда скот собирались перегонять вниз, на зимовку. Это был большой праздник!
– В казахской юрте никогда не было цветового диссонанса, потому что при покраске шерсти использовали природные красители – грецкий орех, выжимки из степных растений… – продолжает наша собеседница. – А еще казахи так умели обрабатывать при покраске войлок, что его не съедала моль. К примеру, добавляли полынь. И хранились такие изделия очень долго!
На некоторое время о войлоке забыли – его сменили новые, синтетические материалы. Но приверженность ко всему натуральному, сделанному руками, все же одержала верх.
– Лет 15 назад за рубежом вдруг началось возрождение войлока, – рассказывает Айжан Беккулова. – Японки, американки, англичанки начали активно работать с шерстью, придумывать новые техники. Появился нуно-войлок. “Нуно” – японское слово, в переводе означает “ткань”. Нуно-войлок – техника валяния шерсти с тканью. Ее авторами считают австралийского и японского дизайнеров – Полли Стирлинг и Сачико Котако, они впервые представили изделия в технике нуно-валяния в середине 90-х годов. Сегодня это один из наиболее широко используемых способов. Но очень хочется, чтобы и наше наследие – классическое валяние войлока – никуда не исчезло. Ведь мир с удовольствием покупает классический войлок, мы это видим на ярмарках ремесел. Например, очень стильно, когда в модном интерьере в стиле хайтек на полу лежит войлочный сырмак.
Все больше женщин хотят научиться создавать шедевры из войлока. По словам нашей собеседницы, это под силу любому. Союз ремесленников проводит мастер-классы, приглашает зарубежных мастеров по изготовлению войлока. Главное – терпение и желание учиться!
– Войлок – очень благодатный материал,– говорит Айжан Беккулова. – Считаю, что мастер пользуется войлоком, как пластилином, и может придать изделию любую форму.
Мастер по арт-войлоку алматинка Оксана РУДНИЧЕНКО по образованию музыкант, работала преподавателем музыки, а еще увлекалась ландшафтным дизайном. Как-то увидела по российскому телеканалу, как работают мастерицы с шерстью. Стала искать информацию. Постепенно хобби переросло в профессию:
– Работаю с местной шерстью, мне нравится шерсть овец мериносной породы. Хотя некоторые мастера используют российскую, австрийскую, итальянскую шерсть. Войлок хорошо сочетается с другими материалами – льном, шелком, хлопком.
Интересуюсь: сколько времени уходит, чтобы создать красивый шарф или брошь?
– Несколько дней занимают подготовительные работы – покраска шерсти, шелка, валяние войлока, – говорит Оксана Рудниченко. – Когда сырье готово, на шарф уходит день, на платье, пальто – неделя, все зависит от сложности.
Гордость мастерицы – пальто с рисунком “дерево” – с объемными листьями, яблоками.
Сегодня изделия из войлока – дань моде. Даже скромное маленькое черное платье заиграет, если будет дополнено стильным ярким шарфом или брошью из войлока. Аксессуары из этого материала сразу бросаются в глаза, ведь войлок позволяет создать очень мягкие линии, с плавным переходом цветов.
– Я всегда любила работать с тканью, перепробовала разные методы – как ее украсить, разнообразить, а потом открыла для себя войлок, – рассказывает дизайнер одежды Елена ВАЧУГОВА из Павлодара. – Использую разные новаторские методы. Небольшой аксессуар – тот же цветок из войлока – может разнообразить гардероб. Его можно приколоть на шарф, сумку, ремень. Я даже готовлю на сайт тему “Путешествие войлочного цветка”.
На прошедшем недавно в Алматы фестивале войлока казахстанские дизайнеры показали, на что способна шерсть в руках мастеров. Запомнилось, с каким восторгом женщины рассматривали пальто с распустившимися цветами, стильные яркие сумочки, платья, жилеты из войлока. Каждая вещь казахстанских художниц и мастериц Сауле БАПАНОВОЙ, Балхии ДОСАНОВОЙ, Кулян ЖАНГУТТЫ, Анисы ВАЛИУЛИНОЙ, Улбосын ДАУЛЕНОВОЙ – произведение искусства, в которое мастер вложил свою душу, настроение, чувства, индивидуальность.
Кстати, с древних времен валяние войлока сопровождалось песнопением. От работы освобождались нездоровые мастера: считалось, что их негативная энергетика не должна передаваться будущей вещи.
– Я всегда работаю только с хорошим настроением, – говорит Оксана Рудниченко. – Шерсть – живая, и если настроение не очень, то ничего не получается. Я работаю под свою любимую музыку, которая мне поднимает настроение, – русский рок. Давно заметила: все изделия ручной работы очень сильны энергетически. Ведь тот же войлок делается только руками, а руки передают энергию. Когда такие вещи надеваешь, сразу и настроение лучше становится, и болезни отступают. Давно известно: болит голова – надень войлочную шапку.
Народные целители советуют носить на босу ногу тапочки из войлока. А еще хорошо постелить такой коврик возле кровати.
Войлок массирует низ босой стопы на счет микроуколов шерстяных волосков. Ланолин – животный воск, содержащийся в шерсти, – основа для медицинских мазей при ревматических, суставных и мышечных болях, а также при остеохондрозе, ортопедических заболеваниях. Еще шерсть успокаивает нервы, расширяет сосуды. Одежда и обувь из войлока прекрасно сохраняют тепло, улучшают кровообращение.
– Я всегда делала тапочки из войлока, но сама не носила – не мерзлячка, – рассказывает Елена Вачугова. – Как-то в доме отключили отопление, я надела войлочные тапочки и почувствовала потрясающее сухое тепло! Даже забыла, что нет отопления. Теперь это моя любимая вещь. Все лето я проходила в тонком берете из шелка с войлоком. В нем очень комфортно, волосы не перегревались и, что заметили все подруги, стали еще лучше.
Обувь из войлока любили русские правители. Императрица Анна Иоанновна позволяла фрейлинам даже с парадными платьями носить в непогоду валенки. А Петр Первый советовал: если голова болит с похмелья – надеть на босу ногу валенки да выхлебать миску горячих кислых щей.