Прославляющая домбру
Маржан Капсамат – казахстанская домбристка. Девушка публикует обучающие видео с игрой на домбре, а также исполняет казахские национальные песни.
Играть на домбре Маржан начала в начальной школе, затем училась в музыкальном колледже.
В столице Маржан Капсамат воспитывает юное поколение домбристов. Девушка открыла собственную музыкальную студию, где также обучают вокалу и игре на гитаре.
Видео девушка снимает на природе и на фоне известных достопримечательностей Казахстана. Одно из видео Маржан Капсамат на своих страницах в социальных сетях опубликовал американский Vogue.
По словам домбристки, она мечтает, чтобы об этом национальном инструменте узнали как можно больше людей далеко за пределами Казахстана.
Также 23-летняя казахстанка планирует снимать видео в разных городах Казахстана, а в дальнейшем, возможно, и в других странах.
Возрождение обряда құрсақ шашу
В центре обычаев и обрядов в рамках программы «Рухани жаңғыру» в городе Шымкенте возрождают обряд құрсақ шашу. Традиция связана с чествованием молодых женщин, которые впервые станут матерями.
Этот обряд уходит корнями глубоко в древность. Сейчас он известен немногим, поэтому в центре обычаев и обрядов решили показать всю красоту этого особенного праздника.
У самого центра установили красивую юрту, а также казахские качели алтыбақан.
Во время праздника обычно пекут баурсаки и лепешки тапа-нан. По традиции праздник организовывает свекровь. Приглашенные гости выполняют обряд шашу – осыпают будущую маму конфетами, монетами и сладостями.
- Обычно приняты угощения из творога, для того чтобы у новорожденного были крепкие кости, – поясняет руководитель проектного офиса «Рухани жаңғыру» по Шымкенту Зауре Оралбаева. – Также гости приносят различные полезные травы и шиповник, чтобы мама и малыш были здоровы.
Еще будущая мама получает обереги – семь или девять камешков, которые завязываются на подоле платья.
- Мы хотим, чтобы современное поколение знало об этом обряде, который отражает правильные семейные ценности, - резюмировала Зауре Оралбаева.
Казахские национальные украшения – красота, оберег и предотвращение болезней
Совсем недавно ученица Назарбаев интеллектуальной школы Асель Мусаева посвятила свои исследования казахским национальным украшениям - шашбау. В ее работе было доказано, что украшение может предотвратить нежелательные изменения в шейно-воротниковой зоне.
Между тем жительница Алматы Гульнар Танкаева, которая изучает и популяризирует казахские народные украшения, считает, что многие из них можно носить в повседневности.
- Я все время говорю об этом. Считаю, что казахские украшения, практически все, кроме разве что особенно мощных нагрудных украшений өңіржиек и, понятно, височных - шекелик (к чему их сейчас крепить?), можно носить каждый день. В конце концов, они для того и предназначены: чтобы каждый день защищать, оберегать и украшать свою хозяйку. Тем более многие из этих украшений сейчас в тренде: как этнические серьги (скажем, если вы одеваетесь в стиле бохо-шик), так и широкие браслеты-кафы, причем на обеих руках. Или, возвращаясь к обережной функции: амулетницы - тұмарша - с оберегами в них тем более предназначены для повседневной носки и спасения от сглаза и порчи. Если вас смущают размеры, есть очень интересные современные варианты амулетниц. Например, совершенно крошечные тумары, и при этом со всем необходимым функционалом, то есть они открываются, и при желании можно положить внутрь молитву или какой-нибудь другой оберег. И это очень интересное, абсолютно современное прочтение старинного украшения, - делится Гульнар Танкаева.
Также собеседница рассказала, как началось ее увлечение казахскими национальными украшениями.
- Обожаю слушать и читать рассказы о том, как человек начал собирать свою коллекцию: «Однажды дядя привез мне из командировки необычный коробок спичек...», «как-то соседка подарила мне старую марку...». Так вот, мне никто ничего не привозил. И даже сначала не дарил. Все началось с картинки в каком-то учебнике или учебном пособии, на которой было украшение. Хрестоматийное – для советских времен. По-моему, там даже не было написано «шекелик», а было только по-русски «височное украшение», но этого оказалось достаточно, чтобы я потихоньку начала сходить с ума по старинной казахской ювелирке. Я рисовала эти шекелики и прикладывала их к вискам, чтобы понять, как это было. Я искала картинки украшений везде, где только могла, а в нашем советском детстве это было очень сложно. Позже я скупила весь ассортимент стилизованных казахских серег и браслетов, когда он появился в магазинах. И это было не накладно, поскольку была всего парочка наименований, и они тут же сметались с прилавков. Потому что именно тогда начался осознанный голод казахских девушек по казахским украшениям, и даже двухрублевые серьги из «нержавейки» - это было круто. Мы все в них ходили. А потом был конец девяностых. И в маленьких галереях, антикварных салонах, на блошиных рынках появились они – старые казахские украшения. В одном из таких салонов я и увидела этот шекелик – точно такой же, как в учебнике. Сейчас я ношу его на шее на современной цепочке. Со всем подряд, особенно с черными свитерами и белыми рубашками. И никто меня не уговорит, что для казахского украшения непременно нужно национальное платье, - говорит Гульнар Танкаева.
Казахские народные танцы – отражение жизни, души и эстетического восприятия
Танец с древних времен существовал в быту казахского народа. Примечательно, что содержание казахских народных танцев всегда бралось из жизни, эстетического восприятия окружающей действительности.
Пиком мастерства у мужчин считались различные пляски на конях – джигитовки. Еще будучи детьми, казахи обучались этим навыкам. Считалось, что молодой казах должен был в обязательном порядке научиться:
- скакать на коне;
- плясать в седле;
- виртуозно управляться с национальным видом оружия и так далее.
Женские танцы были более сдержанны и сопровождались неспешными движениями.
Язык – инструмент познания и освоения мира
- Мы должны обучать казахскому языку, и делать это с интересом, - считает преподаватель казахского языка, уроженец Узбекистана Владислав Тен.
Владислав переехал в Казахстан в 2010 году, освоил казахский язык и сейчас преподает его по своей методике.
- Я объясняю технологию языка, «перепрошиваю» мозг. После своей прокачки я рекомендую заниматься по методике Каната Тасибекова «Ситуативный казахский» для улучшения разговорных навыков, - рассказывает Владислав Тен.
Сейчас педагог пишет свой учебник.
Примечательно, что казахская культура продолжает жить и развиваться в Казахстане и за пределами страны.
31 октября в Самарской области пройдет юбилейный праздник казахской культуры "Ата мұра» («Наследие предков»), посвященный казахской родословной - шежiре.
Цель праздника - пропаганда развития казахской национальной культуры в Самарской области, раскрытие темы шежiре путем театрализованного показа коллекции «Жетi ата» («Семь предков»).
В рамках программы модернизации общественного сознания «Рухани жаңғыру» сейчас реализуются специальные проекты «Казахстанская культура в современном мире», «Туған жер», «Ауыл - ел бесігі» и другие.