Сохранить Уральск исторический!

Больше четверти века Вафеев живет и работает в Санкт-Петербурге, но не забывает о городе, в котором родился. Он выпустил несколько изданий об истории Уральска – графические альбомы "Миры Большой Михайловской", "Уральск потаенный", а также книгу "Господин Издатель". Уральск для него один из главных источников вдохновения, поэтому все свободное время архитектор проводит в архивах, собирая информацию об облике старого города. Тщательно изучив архивные документы, Вафеев пришел к выводу: от первоначального вида города сохранилась лишь десятая часть. Но и она под угрозой.

– Город стремительно теряет индивидуальность, – посетовал Вафеев. – Процесс начался в 80-х, когда советские архитекторы застраивали Уральск многоэтажками. Но сейчас-то люди должны понимать, что старинные здания – золотой фонд Уральска.

Тем не менее новый план строительства города предусматривает возведение в старом Уральске высоток.

– Если кто-то выкупит особняк (а многие из них являются частными), владелец имеет право снести его и построить на этом месте многоэтажный дом, – возмущается архитектор. – Об облике города при этом никто не думает. Вообще, в Уральске нет нормального, логичного проекта развития города. Мы деградируем. 300 лет назад здесь были градостроители – люди, окончившие императорскую академию в Санкт-Петербурге. А что сейчас?

Действительно, городские власти, по сути, оставили без защиты район, который так и называется – Старый Уральск. Он включает в себя казачий центр "Курени", который когда-то состоял из одних бревенчатых домов, а теперь зарастает бизнес-центрами, Татарскую слободу, где возникают коттеджи, и проспект Достык, где до сих пор сохранились итальянские палаццо. Но и они понемногу разрушаются. К примеру, дом купца Рассохина развалился по кирпичику и ремонту уже не подлежит.

– У нас наивное общество, – говорит Рустам Вафеев. – Люди думают, что власти сами разберутся. Но никто не обратит на эту проблему внимания, пока мы не заявим о ней сами. В Казахстане же к Уральску сформировалось снисходительное отношение – мол, провинциальный город, промышленности нет. Но не все города должны что-то производить.

Недавно в Уральске снимали художественный фильм о Куляш Байсеитовой, и работники "Казахфильма" удивлялись: чтобы снимать исторические ленты, никуда ездить не надо. Заметим – пока не надо. Скоро от этого ретровеликолепия может ничего не остаться. Поэтому проблемой сохранения исторического Уральска должна заинтересоваться вся страна.

Данара КУРМАНОВА