Сохранить истоки

В мастерской известной мастерицы национальных костюмов, главной художницы атырауского драматического театра им. Махамбета Утемисова Гульмаржан Махамбет на манекенах свадебные наряды… красного цвета.

Художница ловит мой удивленный взгляд. И поясняет: все правильно, в старину казахские девушки на свадьбу надевали наряды не белого цвета, у казахского народа белый цвет означает траур. Если следовать исконным традициям, свадебный наряд невесты – от саукеле до туфелек – должен быть красного цвета, так как он свидетельствует о чистоте невесты.

По свидетельству специалистов, у атырауской художницы Махамбет уникальные работы – синтез старого и прошлого, классики и модернизма, фольклора и новизны. Традиции нужно беречь, сохранять и доносить до потомков, считает Гульмаржан Салимгереевна.

Найти свою тропинку

Гульмаржан Махамбет уверена: у каждого человека изначально природой заложен его путь. Надо лишь увидеть тропинку, которая выведет на большую дорогу, приведет к успеху. Вот как это произошло в судьбе Гульмаржан.

Она училась в сельской школе самого отдаленного района Атырауской области – в степях Кзылкоги. И помнит: еще крохой любила рисовать, лепить фигурки из глины и строить башни из песка. Пошлет мама за водой – и все, пропала дочка с ведрами! Стоило ей начать лепить что-то, девочка забывала обо всем на свете. А за ней непременно увязывалась ватага местной ребятни. Дело в том, что, как только на небе появлялись облака, фантазерку Гульмаржан было не остановить. Детишки садились возле нее рядком и слушали раскрыв рот. А она открывала им волшебный мир: вот облако в виде принцессы, а вот наподобие скакуна. В итоге рождалась сказка. Получался этакий театр одной маленькой актрисы… Родные уставали зазывать сыновей и дочерей домой – а дети не желали расходиться, требуя у маленькой сказочницы продолжения.

– Став чуть постарше, взяла в руки иголку и ткань, начала помогать аульным бабушкам ткать орнаментом кошму, – вспоминает Гульмаржан.

Шелковое озарение

Гульмаржан в жизни взяла высокую планку и не понижает ее. Ее, выпускницу Алматинского художественного училища им. Н. В. Гоголя, направили на стажировку в Москву. И там ей досталось сложное задание – написать картину… по музыке Бетховена.

Гульмаржан направилась в библиотеку, прочитала гору книг. Но все никак не могла найти нужный образ. А потом вдруг пришло озарение! Гульмаржан решила сравнить сложную музыку Бетховена с…узбекским шелком. Но как изобразить нечто, каким представляется шелк? Взяв кисть, начала творить. Увидев работу художницы из Казахстана – нечто волнообразное в виде башен с органично вписанными куполами – московские преподаватели от восхищения буквально ахнули. И единодушно отметили картину Гульмаржан Махамбет, назвав ее лучшей.

Кризис помог воплотить мечту

Талантливую художницу приняли на работу в атырауский драматический театр им. Махамбета Утемисова. Однажды она сшила 27 костюмов для батыров – и ни одного повторяющегося! Но в начале трудных девяностых годов театр закрылся – было не до искусства.

Кто-то бы опустил руки, но художница увидела в этом возможность наконец реализовать свою мечту – запустить проект по пошиву национальных костюмов.

Мастерскую она с напарницей собирала по крохам – принесла старенькую швейную машинку, нашла женщин, согласившихся шить за символическую зарплату. Больших денег тут не зарабатывают, хотя на изготовление одного костюма с ручной вышивкой в доме национальной одежды “Сјн” уходит немало времени.

Школа народных академиков

Художница Гульмаржан Махамбет гордится тем, что в ее жизни была и другая история, связанная с национальным творчеством. Бывая в командировках, она встречала талантливых детей, которые просто не могли учиться искусству – в их селах не было такой возможности. Гульмаржан загорелась идеей создать в Атырау Малую академию искусств для особо одаренных детей, и ее поддержали!

В Казахстане это было одно из первых подобных учебных заведений, где вместе с общеобразовательной программой юные дарования изучают спецпредметы – музыку, танцы, компьютерную графику, прикладное искусство, моделирование и конструирование одежды. И сейчас по всей стране работают выпускники атырауской Малой академии искусств, многие из которых сами создали свои центры прикладного искусства и ателье мод.

Светлана НОВАК, Амангельды МУТИГУЛЛИН, Олег СВИДИН (фото), Атырау