Соевый капкан

Но эксперты бьют тревогу – сиюминутная выгода может обернуться огромными убытками!

– Если мы начнем выращивать сою для соседей, то это, скорее всего, будет генно-модифицированная соя, – уверен доктор биологических наук, академик Рахим УРАЗАЛИЕВ. – Ведь она гораздо выгоднее, чем обычная. Между тем есть основания полагать, что ГМ-соя вредна для здоровья людей, а ее пыльца вызывает аллергию. Но гораздо серьезнее посевы растений-мутантов влияют на окружающий мир: происходит перекрестное опыление, появляются новые виды растений, в том числе сорняков. Это значит, что сменятся виды насекомых, которые ими питаются, – и дальше по цепочке. Поэтому мы категорически против того, чтобы в нашей стране выращивали ГМ-сою в промышленных масштабах!

Примеры того, чем это может обернуться, уже есть. В 1990-е годы правительство Аргентины, погнавшись за американскими инвестициями, позволило выращивать сою-мутант. К 2004 году было засеяно 48 процентов всей пахотной земли в стране. Вскоре выяснилось: новые посадки не требуют тщательной обработки, однако химикатов на них надо сыпать больше, чем раньше. Распыление специальных химических средств борьбы с сорняками скверно влияло на все прочие растения, в том числе и на сельскохозяйственные культуры. Люди и животные стали болеть неизвестными болезнями, в водоемах гибла рыба.

Видя, что обычные посевы, расположенные по соседству с полями сои-мутанта, приносят все худшие урожаи, фермеры массово переходили на выращивание сои. Но через несколько лет им потребовались специальные сортовые семена, которыми владели… все те же американские компании, и стоили эти семена очень недешево. Мелкие фермы разорялись. Если в 1970 году за чертой бедности в Аргентине проживало 5 процентов населения, то к 2002 году бедняком был каждый второй аргентинец.

Кто кого будет контролировать?

В Китае ГМ-продукты, в том числе сою, признали опасными и для выращивания, и для потребления. Еще шесть лет назад правительство КНР обязало всех производителей продуктов питания указывать на упаковках, использовались или нет при изготовлении продукты генной инженерии. Но модифицированная соя входит в состав кормов для животных.

– Если в Казахстане все же начнут выращивать ГМ-сою, то она неизбежно появится и на внутреннем рынке, в наших продуктах питания, – полагает кандидат сельскохозяйственных наук, заведующий кафедрой экологии и лесного дела Казахского агротехнического университета Иглик ЖУМАГУЛОВ, – поскольку контроля за ГМ-продуктами у нас в стране нет.

– Какие семена засеваются сегодня – генно-модифицированные или нет – никто проконтролировать не сможет, – уверен доктор сельскохозяйственных наук, заведующий отделом РГП “НПЦ земледелия и растениеводства” академик Галиолла МЕЙЕРМАН. – Казахстан так и не подписал международный Картахенский протокол, который определяет условия и процедуры контроля за биоматериалами с измененным генетическим кодом. И если у нас в стране появятся плантации с такими растениями, то сделать уже будет ничего нельзя.

Тяжелые последствия “легких” денег

В ушедшем году мир накрыла небывалая в истории засуха. Австралия, США, Индия, большинство стран Африки и Южной Америки снизили производство продовольствия на 20–40 процентов. Некоторые ведущие страны-экспортеры, как, например, Аргентина, полностью перестали продавать за рубеж мясо, молоко и другие продукты, так как их не хватает для собственного потребления. Казахстан избежал засухи, но наши соседи – Узбекистан, Таджикистан, южные области России – пострадали очень сильно.

Мировые цены на еду, по данным ООН, снова растут, и в 2010 году они поднимутся еще выше. Понятно, что соблазн сделать деньги по-быстрому – на генно-модифицированных продуктах – весьма высок. Но быстрая прибыль может обернуться серьезными убытками в будущем.

Иван ВОЙЦЕХОВСКИЙ