Вот, казалось бы, чего проще: я им вопросы – они мне ответы, газета публикует и то и другое, и читатели получают эксклюзивную информацию из первых рук.
Хорошо всем, ну почему, почему они не могут написать так, как оно есть на самом деле, почему нужно крутить-вертеть, не договаривать, уходить от ответа и на голубом глазу… “сообщать недостоверную информацию”. Теперь придется тыкать им в несоответствия.
Например, ответчики из АО “Казахстанский центр модернизации и развития жилищно-коммунального хозяйства” (АО “КазЦентр ЖКХ”) вместо ответа на вопрос, как будет работать E-SHANYRAQ, дали ответ на вопрос, почему решили создавать систему.
Судите сами, вопрос редакции и полученный ответ перед вами.
“КАРАВАН”: Расскажите, пожалуйста, максимально подробно, как будет работать система E-SHANYRAQ?
АО “Казахстанский центр модернизации и развития жилищно-коммунального хозяйства” (АО “КазЦентр ЖКХ”): Основная задача единой интеллектуальной информационной системы E-SHANYRAQ – это создание единой цифровой экосистемы для всей отрасли ЖКХ Казахстана.
На сегодняшний день в нашей стране отсутствует единая система объективного учета ресурсов ЖКХ, разнятся данные о количестве домов, о собственниках, не ведется учет КСК и прозрачности их деятельности, разнятся данные в разрезе регионов и многое другое.
Благодаря объединению всех участников сектора в одном информационном поле и применению инструментов цифровой экономики станет понятно, в каком состоянии находится отрасль в целом и какие шаги стоит предпринять, чтобы двигаться дальше. Эффект с точки зрения упорядочивания отрасли огромный. Кроме того, это позволит всем участникам процесса получать достоверную информацию из одного источника.
Мы изучили основные проблемы жилищно-коммунального хозяйства Казахстана, опыт передовых стран и включили в систему самые современные технологии.
Это автоматический сбор данных с применением современных технологий интернета вещей, анализ и обработка Big Data (большие данные), а также своевременное реагирование и принятие решений на основе аналитических данных. В целом система основана на технологии блокчейн, в которой все данные накапливаются и формируют постоянно дополняемую базу данных. За чей счет революция: стала известна вся потаенная сущность новой реформы ЖКХ в Казахстане
Пользователями системы будут жители домов, управляющие компании, акиматы, госорганы, коммунальные предприятия. Фактически будет внедрен принцип “одного окна” в сфере ЖКХ.
В дальнейшем реализация такого проекта приведет к повышенному интересу со стороны потенциальных инвесторов.
Здесь придется приостановить елейное повествование о грядущей счастливой жизни собственников и государства и напомнить авторам, что ранее идею создать единый сайт они объясняли желанием властей перекрыть кислород нечистым на руку председателям КСК, всё будет на глазах, так что обманывать и воровать им станет сложно.
Сейчас оказывается, что самое главное – навести порядок и взять всех и вся на учет.
Желание понятное и неплохое, но вот только ударит оно исключительно по кошелькам владельцев недвижимости, потому что вознамерились господа реформаторы привязать к чудо-системе такие же чудо-счетчики тепла, воды и электроэнергии, которых в стране еще отродясь не видели.
Читаем дальше и получаем информацию из первых рук.
АО “КазЦентр ЖКХ”: Необходимо отметить, что в настоящее время идет работа по апробации системы E-SHANYRAQ в пилотном режиме. Первый этап этой работы включает приборизацию и полномасшабную техническую инвентаризацию многоквартирных жилых домов (МЖД). В июне текущего года в министерстве по инвестициям и развитию РК проведено заслушивание акиматов областей, городов Астаны и Алматы, в результате которого подписано 16 “дорожных карт”.
Согласно им, в 190 пилотных домах в 16 регионах, а это более 15 тысяч квартир, будут установлены общедомовые приборы учета (ОПУ) тепла, воды и электричества. После этого пилотные дома, субъекты естественных монополий и КСК будут подключены к системе E-SHANYRAQ.
Планируется провести эту работу до конца текущего года. Полностью завершить процесс приборизации и цифровизации в РК предполагается до конца 2022 года.
“КАРАВАН”: Другая инициатива правительства и вашей организации – проведение приборизации МЖД (многоквартирный жилой дом) в Казахстане. С какой целью решено провести приборизацию МЖД если уже приборы учета ОПУ установлены в подавляющем большинстве МЖД и данные с них получают поставщики дистанционно?
АО “КазЦентр ЖКХ”: По данным местных исполнительных органов, на сегодняшний день приборизировано 45 процентов жилого фонда Республики Казахстан. При этом для интеграции с единой интеллектуальной информационной системой E-SHANYRAQ и реализации Государственной программы развития регионов-2020 необходима 100-процентная оснащенность общедомовыми приборами учета с функцией передачи данных.
Необходимо отметить, что установка приборов учета позволит жителям домов сократить расходы на коммунальные услуги. Например, приборы учета тепла позволят экономить до 36 процентов расходов по потребляемому теплу.
Такая экономия достигается за счет того, что ОПУТ дают возможность потребителям оплачивать за фактически потребленное тепло. Более того, в случае проведения капитального ремонта МЖД с элементами термомодернизации и установки автоматизированного теплового пункта, позволяющего регулировать теплопотребление в зависимости от температуры наружного воздуха, можно добиться снижения расходов до 60 процентов. Приборы учета тепловой энергии не решают проблемы энергоэффективности в домах - ТОО "Алматинские тепловые сети"
Вот читаешь такое, и на ум приходит сравнение разговора слепого с глухим.
Все последние годы собственники и СМИ писали и повторяли: не навязывайте нам счетчики ОПУ, они ничего не экономят, на температуру воды не влияют, от собственников ничего не зависит, топкой управляет поставщик тепла, – нет, тупо снизили тариф для домов с ОПУ и доложили наверх о мегареализации государственной программы энергоэффективности.
Теперь вы, господа реформаторы, хотите убедить владельцев жилья, что, заплатив еще раз за чудо-счетчик, показания с которого будут уходить в чудо-систему, они станут платить еще меньше и сами решать, чего и сколько (?!). Ну кто вам сказал, что кругом… не вполне здоровые люди. Но здесь я несколько забежала вперед, читаем дальше и знакомимся с остальными затеями.
“КАРАВАН”: Одна из ныне названных причин инвентаризации МЖД – децентрализованный закуп ОПУ различных стандартов. Означает ли это, что собственники будут обязаны покупать новые ОПУ установленного стандарта? Кто будет возвращать собственникам деньги, израсходованные ими на ранее установленные общедомовые счетчики?
АО “КазЦентр ЖКХ”: Инвентаризация жилищного фонда Республики Казахстан позволит прежде всего определить состояние многоквартирных жилых домов и их оснащенность приборами учета с функцией передачи данных. В случае выявления по итогам инвентаризации отсутствия в многоквартирных жилых домах приборов учета указанные дома подлежат приборизации общедомовыми приборами учета с функцией передачи данных.
При этом многоквартирные жилые дома, ранее оснащенные общедомовыми приборами учета, но без функции передачи данных, подлежат доукомплектации устройством сбора и передачи данных (IoT-устройства).
При этом установка общедомовых приборов учета или их доукомплектация устройством сбора и передачи данных будет осуществляться за счет собственников жилья в соответствии с нормами Закона Республики Казахстан “О естественных монополиях”. Следует отметить, что установкой и доукомплектацией приборов учета занимаются местные исполнительные органы совместно с субъектами естественных монополий.
“КАРАВАН”: Будет ли система E-SHANYRAQ способна получать данные от установленных в настоящее время ОПУ, а также других общедомовых счетчиков?
АО “КазЦентр ЖКХ”: Одним из новшеств в данной системе является применение IoT-устройств (“интернет вещей”). Данные устройства позволят удаленно получать показания от установленных индивидуальных и общедомовых приборов учета. Полученные данные будут храниться в цепи блокчейн, что обеспечит неизменность и прозрачность процесса.
“КАРАВАН”: Данные с общедомовых счетчиков тепла, воды и электричества будут поступать напрямую из каждого МЖД в систему или они будут приходить от поставщиков? В чем будет заключаться прозрачность этих данных?
АО “КазЦентр ЖКХ”: В настоящее время прорабатываются вопросы и разрабатывается платформа для прямой передачи данных в систему. В этом случае у пользователя системы появится возможность получать оперативную и достоверную информацию о потреблении всего спектра коммунальных услуг. Кроме того, это позволит потребителям планировать бюджет, регулировать дальнейшее потребление услуг и принимать меры по энергосбережению для получения экономического эффекта.
“КАРАВАН”: Зачем собственники должны покупать и устанавливать новые счетчики электроэнергии, если они уже платят по счетчикам, и до настоящего времени общественности не известны случаи, когда они были бы недовольны точностью данных?
АО “КазЦентр ЖКХ”: По предварительным данным, в настоящее время подавляющее большинство общедомовых и индивидуальных приборов учета электроэнергии, установленных в МЖД страны, не поддерживает функцию дистанционной передачи данных. А так как это одно из основных условий, необходимых для реализации системы E-SHANYRAQ, в случае несоответствия установленных приборов данному требованию необходимо дооснащение их устройством сбора и передачи данных. При этом следует отметить, что установкой и доукомплектацией приборов занимаются местные исполнительные органы совместно с субъектами естественных монополий.
Ну чисто дети… Я даже посмеяться смогла: действительно, почему бы собственникам не скинуться на новые электросчетчики, если они чудо-системе не подходят. Во логика! Правда, в самом начале нас уверяли, что E-SHANYRAQ для людей, чтобы было все по-честному и собственники платили строго по показаниям. А разве сейчас не так? Почему в новых реформах ЖКХ есть "российский след"
Если вы, господа реформаторы, не в курсе, то выйдите на площадку, там есть щиток, а в окошечках такие штучки с цифирками, которые меняются постоянно. Так вот они показывают, сколько электроэнергии потребили собственники, проживающие в квартирах рядом с вашей. Позвоните им в дверь и спросите: врет их счетчик или нет.
Нам ответ известен, вам, похоже, нет. Со своей стороны обратим внимание всех заинтересованных ведомств и депутатов на то, что единая система E-SHANYRAQ неожиданно обросла дополнительными дорогостоящими и ненужными функциями.
Господа революционеры упоминали блокчейны, так вот для подобных баз данных требуются специальные помещения и большое количество электроэнергии, а за это кто будет платить и, главное, зачем, если собственникам это не нужно.
На этом прервемся – понятно, что разобрать мы новинку за один раз не сможем, и вернемся к этому в ближайших номерах. Получены нами ответы и на другие вопросы по чудо-системе, не закончен наш разговор о поправках в законодательство по ЖКХ – так что все это обещаем впереди, следите за выходом газеты.
Алматы