Последние, как вы уже догадались, собственники, поэтому будем сегодня разбираться, на что владельцы жилья имеют право, а на что – все остальные.
Вестись не надо!
За последнее время ничего не изменилось, и главными в доме остаются владельцы недвижимости в лице общего собрания (статья 47): проголосовали против установки общедомового прибора учета – всем до свидания, никто не имеет права вас заставить.
Все законодательные нормы, обязывающие к учету потребления воды и тепла, относятся исключительно к монополистам-коммунальщикам и застройщикам.
Смотрим статью 92-8 Водного кодекса РК:
“1. В проектах строительства, реконструкции, технического перевооружения, модернизации, капитального ремонта многоквартирных жилых домов (жилых зданий) предусматривается обязательная установка общедомовых и индивидуальных (поквартирных) приборов учета воды для организации коммерческого учета воды. 2. Во вновь вводимых в эксплуатацию объектах предусматривается установка приборов учета воды, имеющих высокий метрологический класс с низким порогом чувствительности с дистанционной передачей данных. Данное требование распространяется и в случае замены неработающих или отработавших установленный срок эксплуатации общедомовых приборов учета воды”.
Цитата, возможно, большая, но приведена мною намеренно – именно ее вы будете показывать доброхотам от монополистов-коммунальщиков, желающим повесить на вас внеплановую установку ОПУ (общедомовой прибор учета). Запоминаем: обязательная установка предусмотрена только тогда, когда ваш дом строится либо вы захотели провести его модернизацию и капитальный ремонт. Второе: просто так поменять один ОПУ на другой, более современный с дистанционной передачей показаний поставщику – нельзя, кодекс этого не предусматривает, вот отработает прибор свой срок, пусть тогда и приходят.
Я не случайно остановилась на этом подробно, некоторые умы сейчас охвачены жаждой осовременить ЖКХ страны до … скажем мягко, неузнаваемости, не думая при этом о целесообразности. Алматинец наказал тепловые сети за нарушения почти на 7 миллионов
Пока понимание придет – делов могут натворить много, поэтому собственники твердо и спокойно имеют право их остановить в пределах своего дома, сославшись на Водный кодекс РК и Закон “О жилищных отношениях”.
К слову, поправки в него, находящиеся сейчас на обсуждении в парламенте, не затрагивают священное право владельцев недвижимости самим решать эти вопросы.
Что еще нужно знать: доброхоты еще те проныры, на ваше законное возражение и ссылку на закон и кодекс могут приплести какое-нибудь постановление правительства. Так вот вестись, извините за моветон, на подобные замечания не надо, в юридической табели о рангах постановление правительства есть всего лишь нормативно-правовой акт, а выше кодекса только Конституция страны, о чем и сообщите ходокам-коммунальщикам.
Все под Учет 2.0
Для того чтобы пойти дальше, напомним небольшой фрагмент из нашей статьи “Собственников заставят быть счастливыми”, который касался намерения государства ввести контроль за поставщиками коммунальных услуг.
“Инвентаризация жилищного фонда Республики Казахстан позволит, прежде всего, определить состояние многоквартирных жилых домов и их оснащенность приборами учета с функцией передачи данных. В случае выявления по итогам инвентаризации отсутствия в многоквартирных жилых домах приборов учета указанные дома подлежат приборизации общедомовыми приборами учета с функцией передачи данных. При этом многоквартирные жилые дома, ранее оснащенные общедомовыми приборами учета, но без функции передачи данных, подлежат доукомплектации устройством сбора и передачи данных (IoT-устройства). При этом установка общедомовых приборов учета или их доукомплектация устройством сбора и передачи данных будет осуществляться за счет собственников жилья в соответствии с нормами Закона Республики Казахстан “О естественных монополиях”.
Следует отметить, что установкой и доукомплектацией приборов учета занимаются местные исполнительные органы совместно с субъектами естественных монополий”.
Вот отсюда сразу же и возникла неразбериха, если общедомовой прибор учета тепла и горячей воды уже стоит, то зачем нужен другой.
И сразу же возникают вопросы: а как это сообразуется с ныне существующим законодательством, приведенным нами выше. Почему коммунальщики изначально не установили в домах, где собственники дали свое согласие, приборы учета нового поколения.
Сами монополисты путают потребителей еще больше. Смотрим, какой ответ мы получили от алматинского поставщика: “Все установленные ПУТЭ (прибор учета тепловой энергии. – Прим. авт.) по г. Алматы и допущенные в эксплуатацию ТОО “АлТС” внесены в реестр Государственные средства измерения РК. В рамках реализации программы “Установка ПУТЭ в многоквартирных жилых домах г. Алматы” ТОО “АлТС” приобретает посредством финансового лизинга 2 500 ПУТЭ. После проведения тендерных мероприятий стартует их установка. Причем установка сопровождается 4-летним сроком гарантийного обязательства, куда входят сам прибор, его наладка и модем, то есть весь комплект ПУТЭ. Кроме того, предусмотрена рассрочка на 4 года (ранее только 1 год), что значительно облегчит ежемесячные платежи потребителям”. Как пытаются заработать на смене счетчиков воды в Алматы: расследование "КАРАВАНА"
Как видим, прямого ответа мы не получили, а разбираться с этой кампанейщиной как-то придется.
Ну, давайте думать: некоторые открытые источники говорят, что в Алматы находится 7 750 многоквартирных жилых домов. Исходя из этого 2 500 приборов, скорей всего, планируют установить там, где их еще нет. Хотя, согласитесь, возможны и варианты… К сожалению, с информацией по приборизации всей страны еще хуже, оттого и мы не можем вам донести ее в полном объеме.
Просто резюмируем, алматинские монополисты ни слова не сказали о неких новых системах передачи данных и IoT-устройствах, значит, ждать от них следует чего угодно.
Но это не должно никого пугать, о правилах пользования Водным кодексом РК и Законом “О жилищных отношениях” мы уже рассказали, теперь пришло время ударить по противнику его же оружием, называется оно Закон “О естественных монополиях”. Страсть как любят на него ссылаться разномастные чиновники и монополисты-коммунальщики, подменяя понятия “кто должен” на “кто не должен”.
Итак, смотрим статью 10. “Права потребителя услуг (товаров, работ) субъекта естественной монополии”: “ Потребитель услуг (товаров, работ) субъекта естественной монополии вправе: 1) покупать регулируемые услуги (товары, работы) субъекта естественной монополии в порядке и по тарифам (ценам, ставкам сборов), которые установлены уполномоченным органом, требовать установки приборов учета либо самостоятельно приобретать и устанавливать их (выделено автором. – Прим.)”.
Вот эту статью и выделенную мною часть вышеупомянутый люд собственникам не сообщает никогда, а почему – ответ очевиден: право решать, устанавливать прибор учета или нет, данный закон отводит исключительно потребителям (собственникам), а не им.
Как писалось выше, решили не ставить – всем до свидания! И Закон “О естественных монополиях” вам здесь тоже в помощь.
А вот если решили поставить, то имеете право требовать от поставщика прибор установить, и он это сделать обязан. Снова смотрим закон, на этот раз – статья 7: “Субъект естественной монополии обязан: 9) приобретать и устанавливать потребителям приборы учета регулируемых коммунальных услуг (товаров, работ) в соответствии с договорами, заключенными с потребителями...”. И вот только после этого наступает действие столь обожаемой и цитируемой монопольщиками и чиновниками статьи 11: “Потребитель услуг (товаров, работ) субъекта естественной монополии обязан: 2) своевременно и в полном объеме оплачивать приобретение и установку приборов учета регулируемых коммунальных услуг (товаров, работ) в соответствии с условиями заключенных договоров;..”.
Итак, вначале – согласие, и только потом – обязаны оплатить, а никак не наоборот.
***
Сегодня мы не стали касаться темы достоверности тарифов и самих начислений, некоторые чиновники, желая поставить под контроль поставщиков коммунальных услуг, делают упор на показаниях счетчиков, но там не все так однозначно. Генеральной прокуратурой была проведена проверка деятельности монополистов по поручению Президента страны. По словам генерального прокурора Казахстана Кайрата КОЖАМЖАРОВА: “Выявлено умышленное завышение монополистами собственных расходов и их сомнительные сделки на сумму 29 миллиардов тенге. Так, в тарифы, с молчаливого согласия антимонопольного ведомства необоснованно включались премии и бонусы своим работникам, а также вознаграждения по кредитам. В целях увеличения затрат умышленно создавались различные аффилированные, в том числе и сервисные предприятия для ремонта и покупки оборудования по завышенным ценам”. А это уже совсем другая история…
К слову, в ближайших номерах мы планируем поговорить как раз о незаконных начислениях и о том, когда и как они будут собственникам возвращаться.
Алматы