В Алматы отлов бродячих животных – под контролем районных акиматов. На эти цели из городского бюджета в 2009 году было выделено 87 миллионов тенге. С 15 апреля уже отловлено около двух тысяч “ничейных” собак и кошек.
Среди населения бытует два диаметрально противоположных мнения об истреблении животных. С одной стороны, горожане считают, что отлов необходим – бродячие собаки опасны. С другой – очень уж жалко животных.
Мы решили проверить, как содержатся собаки в пунктах передержки, как производится усыпление и верны ли слухи о том, что мясо животных сдают в кафешки?
В ТЕСНОТЕ И ОБИДЕ
В своеобразный рейд по следам отловленных животных мы отправились вместе с президентом общественного фонда “Казахстан за этичное обращение с животными” Аллой НОЕРЕНЧУК.
Первая остановка на проспекте Райымбека – в пункте передержки животных, принадлежащем Казахскому научно-исследовательскому ветеринарному институту. Сюда привозит собак ТОО “Азия-принт”, выигравшее тендер на отлов беспризорных животных в Алмалинском и Жетысуском районах. Мы пришли туда под видом хозяев, разыскивающих пропавшего питомца. Перед нами распахиваются двери так называемого питомника. В небольших клетках сидят по 10–20 животных. В одной клетке огромная собака придавила телом маленькую собачонку, но развернуться нет места, и малышка только жалобно повизгивает. Хотя рядом пустуют другие клетки… Смотреть на это невозможно.
Согласно “Правилам содержания животных в г. Алматы”, утвержденным решением маслихата г. Алматы в 2008 г., после отлова собак должны содержать в пунктах передержки не менее трех дней – вдруг найдется хозяин? Потом их должны усыпить.
Комментарий Аллы Ноеренчук:
– Мы с вами были в пятницу, а когда в понедельник утром я приехала туда снова, большинство собак уже не было. Куда они подевались, так и не дождавшись, возможно, своих хозяев, никто не сказал. Зато я видела, как умерщвляли нескольких собак каким-то белым препаратом. Они очень мучились…
Комментарий директора КазНИВИ Мархабата БАТЫРХАНОВА:
– Мы уже много лет занимаемся научными исследованиями. На усыпление и передержку собак у нас пока временное разрешение от СЭС, мы решили не использовать при усыплении препараты, содержащие наркотические вещества. Перед тем как усыпить животное, мы берем у него анализы, так что вскоре будем знать эпизоотическую обстановку в городе. Сейчас заканчиваем строительство питомника для передержки на 700 собак. Возможно, тогда условия их содержания будут лучше.
РАССЛАБЛЯЮЩЕЕ СРЕДСТВО… ДЛЯ ЭВТАНАЗИИ
Следующий пункт в нашем рейде – ветеринарная клиника. Ветеринар как раз проводил усыпление собак. Среди грязных бродячих и беспородных животных замечаем симпатичного кокер-спаниеля – явно домашний. Потом мы узнали – его забрал хозяин. Но так везет не всем. Бывает, что хозяева не торопятся забрать своих питомцев. А некоторые сами приносят в лукошке целый выводок щенят – для так называемого гуманного усыпления.
Ветврач привычно ставит собакам смертельные инъекции. Через пару минут они уже не двигаются... Между тем “Справочник ветеринарных препаратов” относит препарат, который сейчас ввел ветеринар, к препаратам для… временного обездвиживания животных. Чтобы убить таким препаратом, нужны лошадиные дозы. Но мертвы собаки или просто обездвижены, никого не интересует. Рабочие складывают собачьи трупы в кузов машины. Мы замечаем в кузове железный ящик, в котором еще десятка три живых собак. Ловцы выдергивают с помощью петли несчастных животных из клетки и, пока собаки хрипят на удавке, делают им какие-то уколы.
Комментарий Аллы Ноеренчук:
– О том, что в ветклинике используют именно этот препарат, мне рассказал один из врачей, работающих там. Так что неудивительно, что в яме скотомогильника, куда свозят усыпленных животных для утилизации, могут оказаться и полуживые собаки. О таком мне рассказывала одна из наших волонтеров, которая искала свою собаку.
Комментарий президента Ассоциации ветеринарных врачей Владислава БУГАЕВА:
– Насколько мне известно, профессионально производить массовое усыпление животных могут только “Ветеринарная станция” и НИИ ветеринарии. Еще две ветклиники готовят документы – получают лицензии на усыпление, согласовывают медикаменты, которыми будут производить усыпление.
КУДА ПОЕХАЛИ?
Минут через двадцать машина с трупами собак выезжает за ворота клиники. Мы следуем за ней. Вообще-то автомобиль должен проследовать на городской скотомогильник, расположенный недалеко от Каскелена. Но по дороге он зачем-то ныряет в близлежащий к рынку “Алтын-Орда” поселок Ак-Булак. Попетляв по улочкам, машина останавливается у двухэтажного кирпичного дома. Там стоит в течение получаса. При этом ловцы то и дело взбираются на клетку с живыми собаками, словно готовясь вытащить оттуда любую, которую им укажут. Зачем?
Алла Ноеренчук предполагает, что, возможно, по дороге живых собак сбывают продавцам собачьего мяса и… многочисленным кафешкам, которые не гнушаются мясом бродячих животных. Но чтобы доказать это, нужна масштабная проверка. Пока же за пять лет зафиксирован лишь один случай продажи собачьего мяса в кафе!
ЖЕСТОКИЙ ОТЛОВ
Претензии защитников животных относятся не только к содержанию животных и их усыплению, но и к самому процессу отлова.
По данным отдела благоустройства Алмалинского района, отлов в Алматы производится с помощью сетей и петель. Стрельба по животным из пневматического оружия была запрещена департаментом внутренних дел Алматы из соображений безопасности людей, рассказывает Жанар КЕМЕЛЬБЕКОВА, исполняющая обязанности начальника отдела благоустройства Алмалинского района:
– Альтернативы сетям и петлям при ловле собак сегодня нет. И не отлавливать их тоже не можем, пока отлова не было, жалобы поступали в акимат каждый день.
Начальник управления государственной ветеринарной инспекции, главный государственный ветеринарный инспектор Алматы Мурат МАНКЕЕВ уверяет:
– Работу организаций, занимающихся отловом животных и подбором их трупов, мы держим под строгим контролем! Они еженедельно отчитываются о проделанной работе. С начала года на 20 мая 2009 года отловлено 1807 собак и кошек. Нами также строго контролируется количество животных, их передержка в специальных организациях и, самое главное – гуманное (медикаментозное) умерщвление животных.
– Возможно ли, что часть неучтенных или неумерщвленных собак могут продать в кафе и рестораны?
– Ведется строгий учет всех подобранных или отловленных животных. Этим занимаются акиматы.
В акимате Алмалинского района подтвердили, что ведется целых четыре журнала учета!
– Один хранится у нас, другой – у поставщиков услуг – ловцов, третий – в ветклинике, четвертый – на скотомогильнике, – пояснила Жанар Кемельбекова. – Вся информация стекается ежедневно в отдел сельского хозяйства акимата Алматы, там ставятся подписи и печати всех служб, в конце – акимата района, фотографии животных предоставляются в электронном виде.
Плана отлова как такового нет, есть график выезда. Кроме того, каждая фирма работает по вызовам и заявлениям жильцов. За каждое отловленное животное из бюджета фирма получает 3200 тенге, за каждый подобранный труп – примерно 2200 тенге.
Жанар КАНАФИНА, Тахир САСЫКОВ (фото)