Профессия довела до Аляски и Чарына
Бодин профессионально овладел как мотоциклом марки КТМ, так и снегоходом (он же “сани”). Дениэл далеко не новичок в таких рисковых фристайлерских дисциплинах, как мотокросс и сноукросс. В последней он преуспел настолько, что является одним из основных претендентов на чемпионский титул в предстоящих “X-games” – по сути, экстремальных Олимпийских играх.
Если бы не профессия, то парень из небольшого города Фалун, что в Швеции, вряд ли бы когда-нибудь увидел Казахстан. А так, экстремальной активности Бодина можно только позавидовать: каждую неделю его ждут новые люди и места. О своей первой поездке в Казахстан Бодин оставил сообщение на личном сайте: на комплименты гонщик не скупился, назвав нашу страну “величайшей в мире”. Профессия довела Дениэла даже до Аляски, и, конечно, как истинный северный парень, он полюбил это снежное место. А в Казахстане шведскому райдеру довелось потренироваться в несравненном Чарынском каньоне, что само по себе не могло оставить его равнодушным.
Веселье на снегоходе
Дениэл Бодин уникален в своем роде: ему не приходится выбирать между любимыми работами, так как на снегоходе он катается зимой, а на мотоцикле – летом. Впечатление Дениэл производит самое обычное, но вот в том, что он вытворяет со своим транспортом, ничего обычного нет! “Этот безумный, безумный мир” продолжает крутиться против мейнстрима!
– Сначала я начал “разрушать” мотоцикл, – рассказывает Бодин. – Когда мне было 12 лет, я увлекся мототехникой, в 2002 году начал делать первые прыжки и трюки. Сегодня безупречное владение мотоциклом – это моя работа, которая приносит деньги. А на снегоход я сел в 2003 году…
– Потому что в Швеции много снега?
– Действительно, так и есть! (смеется). В Швеции шесть месяцев лежит снег, другие шесть месяцев – лето. То есть я мог кататься как на байке, так и на санях где угодно, и это поразительно. Я все время занят, круглый год, как американец Джастин Хойер – он второй такой гонщик, который катается на двух машинах.
– В какой дисциплине, по-твоему, ты наиболее хорош?
– Безусловно, на снегоходе. Но вот что касается показательных шоу, то на мотобайке легче демонстрировать прыжки. Зато на снегоходе ты более свободно водишь, так как происходит это, как правило, на природе, делаешь силовые повороты, прыжки – это намного веселее. Вы обязательно должны попробовать!
Нервозность – вещь полезная
– Ты знаешь, я уже пробовала кататься на снегоходе – страшновато было! Какая скорость у твоего?
– 160 км/ч. Это очень мощная машина!
– Насколько разные ощущения от вождения мотоцикла и снегохода?
– Они совсем не похожи. То есть сами машины не похожи. Конечно, у обеих есть приборная панель. Но управлять мотоциклом все равно что лыжами: он маневреннее, быстрее, ты можешь поворачивать, ты свободен. Снегоход больше и тяжелее, он намного круче и “злее”. Это я знаю по себе наверняка. А потом езда по снегу требует тренированности.
– Страх проходит по мере освоения машины?
– Когда я стал тренироваться, то начинал с малого, постепенно увеличивая “дозу”. И до сих пор этот процесс продолжается. Я никогда не говорю себе: “О,кей, я все знаю, достиг заключительного уровня”. Все время продолжаешь учиться и двигаться вперед. Поэтому нервничаешь всякий раз, всегда. Нервозность, я считаю, – вещь полезная. Если ее нет, то толком не сфокусируешься и что-нибудь может пойти не по плану.
Ломался семь раз!
– Ты, наверное, привык, что тебя называют сумасшедшим?
– О да! У нас много поклонников среди детей, которые говорят нам: “Какие вы классные парни!”. А вот от пожилых людей часто можно услышать: “Ты ненормальный, можешь себя поранить или убить!”. Но я люблю то, чем занимаюсь.
– Но ведь и в самом деле: степень опасности очень высока?
– Так и есть, все, что угодно, может случиться. Пока не приземлился на землю, ты в опасности, ты рискуешь. Это спорт. Но я никогда не думаю об этом. Я видел, как люди падали, сдирали кожу, ломали кости. Я сам все время нервничаю, и моя мама тоже. Она всегда звонит после шоу и спрашивает, как я.
– Были серьезные травмы?
– Я ломал ключицу семь раз! Причем на обеих машинах, потому что когда ты падаешь, начинаешь катиться, и первым делом страдает ключица...
Сальто 45 метров!
– Насколько езда на снегоходах популярна в Швеции?
– Фристайл-сноукросс намного популярнее в США и Канаде. Думаю, Швеция в этом рейтинге занимает третье место в мире. У нас в стране полно снега, а на севере Швеции так каждая семья имеет на своем заднем дворике снегоход. Это то же самое, что иметь автомобиль. Снегоход в Швеции – это нормальное средство передвижения, на нем ездят в гости к друзьям. Популярность фристайл-мотокросса значительно ниже.
– В Фалуне, где ты живешь, есть места для тренировок?
– Я вырос в маленьком городке, где было достаточно снега. Но погода в мире поменялась! Много снега, как раньше, там сейчас нет. Теперь я сажусь на снегоход и еду шесть часов на север, чтобы потренироваться. У нас есть свой собственный парк для тренировок. Нас шестеро, мы все живем близко друг от друга и постоянно пропадаем на тренировочной базе.
– Сколько трюков в твоем активе?
– Сначала я выучился делать их на мотоцикле, а потом приспособил для снегохода, потому что на байке разучивать легче. В этом году я поставил рекорд, выполнив самый длинный бэкфлип (сальто назад. – Прим.авт.) на снегоходе. Я пролетел 45 метров! Большинство трюков на снегоходе я делаю первым, потом люди смотрят на меня, говорят: “О! Теперь он делает и это!” и начинают копировать.
Девчонки не дают прохода
– Внимание дам к твоей персоне на любом континенте, наверное, повышенное?
– Конечно, им нравится то, что мы делаем: ненормальное и веселое зрелище. Мне кажется, занимаясь таким видом спорта, легче завести девушку и побороть стеснительность.
– А в школе ты был местной звездой?
– В 17 лет я начал зарабатывать деньги, то есть, еще учась в школе, в Швеции общее образование мы получаем до 19 лет. Когда я начал заниматься спортом, школа покатилась под откос...
– Но ведь, когда однажды спорт закончится, тебе понадобится какое-нибудь образование?
– Это случится не раньше чем в 30–35 лет, а пока мне только 24 года. И еще все будет зависеть от здоровья.
– До того как карьера завершится, какой турнир ты мечтаешь выиграть?
– Хочу стать победителем “X-Games” (Всемирные экстремальные игры, летние “X-Games” проходят с 1995 года, зимние – с 1997-го. – Прим.авт.). В прошлом году на зимних играх я был четвертым. Они проходят в Аспене, в штате Колорадо, и это самый популярный турнир по экстремальным видам спорта. Для меня это так же важно, как для других спортсменов выиграть Олимпийские игры.
Никаких ограничений!
– Ты придерживаешься специальной диеты?
– Мы не как пловцы или велосипедисты, которые каждый день тренируются и едят правильную пищу. Мы более свободны в этом плане. Но я не ем, к примеру, пиццу ежедневно.
– Но хоть в чем-нибудь себя ограничиваешь, когда готовишься к важным турнирам?
– На самом деле нет. Перед “X-Games” я за месяц всегда отправляюсь в США, где и готовлюсь. Этот спорт зависит во многом от того, что творится в твоей голове. Если ты пропустил один трюк, думая о чем-то другом, – очень плохо. Во время подготовки нужно сосредотачиваться. На 80 процентов успех зависит от того, чем забита твоя голова, и только на 20 процентов от мощи твоего тела.
– Сколько дней в неделю ты проводишь в седле своих машин?
– Я тренируюсь пять дней в неделю постоянно и делаю это потому, что люблю. Бывает так, что единственные выходные проходят в разъездах и участии в показательных шоу. Но это моя жизнь, я на нее не жалуюсь.
– А в экстремальной команде “FMX 4ever” сколько людей и кто они?
– В команде 14 гонщиков, все они из разных стран: Германии, США, Южной Африки, Новой Зеландии и т.д. Мы словно семья, нам весело друг с другом.
– Там только парни?
– Да! Может, ты будешь первой девушкой?
– О, спасибо за доверие! А девушки в мире мотофристайла вообще существуют?
– Они точно есть! Они не прыгают сломя голову, как мы, не делают безбашенных трюков, но катаются и тренируются на мотоциклах в свое удовольствие.
Марина ХЕГАЙ