Снесут и построят ресторан? Здание первого в Казахстане телеграфа перестало быть памятником

Коммуникационная революция

Телеграфная связь пришла в Семипалатинск еще в 70-х годах XIX века. И это для торгового города стало настоящей экономической революцией. Поддерживать связь с коммерческими партнерами, отслеживать движение товаров, иметь возможность своевременного сообщения с собственными филиалами не письмами, которые шли месяцами, а практически мгновенно – это казалось почти чудом. Изначально телеграф разместили в маленьком частном доме, а на той самой первой в Казахстане телеграфной линии Барнаул – Семипалатинск установили 14 аппаратов. Вскоре стало ясно, что телеграфная станция не может уместиться в маленьком доме. И в 1915 году было решено разместить телеграф в самостоятельном большом здании в центре города.

– С этого первого на территории нашей страны здания телеграфа начинается история связи Казахстана, – пояснила член краеведческого общества “Прииртышье” Ольга ИСАЕВА. – Сооружение было внушительным и занимало половину квартала, а на улице перед ним установили первые в городе фонари.

Как растворяются музеи

Через полвека в Семипалатинске был построен новый, более современный Дом связи. В здание телеграфа переместилась техническая контора, а к концу 1980-х здание опустело. И неизвестно, как бы сложилась судьба первого телеграфа, если бы не энтузиаст Владимир ЛУШНИКОВ. Ветеран труда и связи, инженер и краевед решил организовать здесь Музей связи, который распахнул двери в 1989 году. А спустя еще 10 лет зданию присвоили официальный статус памятника промышленной архитектуры.

В необычном музее можно было увидеть аппараты почтовой, телеграфной, телефонной и радиосвязи, выпускаемые с XIX по ХХ век. К примеру, телеграфный аппарат Морзе, который впервые застучал в Семипалатинске в 1872 году, или американское коммуникационное оборудование, полученное во время Великой Отечественной войны и доставленное в город на Иртыше. В числе экспонатов были аппараты первого радиоузла, легендарный телевизор “КВН”, выпущенный еще в 1949 году.

– В музее Лушникова были уникальные экспонаты, которых нет ни в одной музейной коллекции Казахстана, – подчеркнула Ольга Исаева. – Но после смерти этого человека музей буквально растворился. Частично исторические предметы были переданы колледжу радиотехники и связи, частично – существовавшему тогда железнодорожному училищу. Остальное, видимо, оказалось в частных коллекциях. Очень жаль. Ведь таким музеем и экспонатами, которых больше нет нигде в стране, можно было бы гордиться.

Проигранная война

Что касается самого исторического здания, то более 20 лет оно было брошено на произвол судьбы. Зажавшие его со всех сторон бизнес-офисы и питейные заведения тихой сапой присвоили значительную часть сооружения. Однако костяк здания оставался, но без ухода, тепла и хозяйской руки, несмотря на статус памятника и положенную “охрану государства”, здание стремительно разрушается. Сейчас уже рухнула крыша, зимние снегопады и летние дожди лишь ускорили этот процесс, беспрепятственно попадая во внутренние помещения. По техническим подсчетам, сделанным еще в 2016 году, на реконструкцию старинного сооружения необходимо было порядка 150 миллионов тенге.

– На протяжении почти 20 последних лет мы пытались сохранить здание первого телеграфа. Сначала предполагалось, что его возьмет краеведческий музей, потом – Татарская школа искусств. В прошлом году аким Семея Ермак САЛИМОВ пообещал, что здание будет отремонтировано и, по одной из версий, передано общественным организациям. Но всё закончилось пустыми разговорами. Потому что кому-то понадобилось это место в центре города. Я не знаю, кому, но, очевидно, людям с деньгами. В связи с чем у меня такое ощущение, что власти предержащие просто ждут, когда здание просто разрушится, чтобы потом беспрепятственно организовать снос, – заявил член краеведческого общества “Прииртышье” Павел ЖУКОВ.

Привычное безобразие

Но, как оказалось, власти нашли более быстрый способ избавиться от проблемного исторического здания. По информации отдела культуры и развития языков г. Семея, статус памятника, охраняемого государством, со здания первого казахстанского телеграфа снят. Как пояснили чиновники, здание исключено из списка памятников истории и архитектуры “по причине физического износа”.

– Это безобразие! – возмущен Павел Жуков. – Вместо того, чтобы увеличивать количество зданий, являющихся памятниками, у нас снимается статус, для того чтобы старинное здание можно было безбоязненно разрушить и на этом месте построить очередную пивную. Это разрушение истории, нашей исторической памяти, это разрушение корней, которые связывают нас с прошлым! Значит, в головах у людей создается пустота, а туда можно вложить любую чушь. Что и делается. Эту задачу, может быть, по наивности, может быть, по незнанию, наши чиновники и осуществили, не задумываясь, что будет дальше.

Но, как становится ясно из сложившейся ситуации, возмущения теперь не спасут уникальное историческое здание. Отсутствие официального статуса памятника позволяет продать его в любую минуту, а новый владелец не будет затягивать со сносом и возведением модного нынче в Семее куба, облицованного пошлой, зато золотой плиткой. Быть может, незатейливо, зато очень прибыльно. Чего нельзя было сказать об историческом здании, которое вместо прибыли приносило только головную боль и чиновникам, которым не хотелось тратить деньги и силы на реконструкцию, и предпринимателям, которым крайне нужен очередной ресторан в историческом центре города.

СЕМЕЙ